День левши или когда дарят ножницы. Стоимость свадьбы. Во сколько обойдется хорошая свадьба? Какие подарки дарят в День Левши

13 августа 2016 года в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова (директор Светлана Юрьевна Ахметдинова) в летнем читальном зале – прошла интерактивная программа «Левши — талантливее многих» к Международному дню левшей .

Ведущие праздника – Елена Владимировна Бадахина и Светлана Леонидовна Смирнова — встречали гостей прямо у дверей Центральной библиотеки и сразу задавали провокационный вопрос «А Вы, случайно, не левша?». Пораженные ярославцы останавливались, чтобы узнать – что же такое интересное здесь происходит под веселую музыку и смех прохожих. Оказывается, 13 августа – Международный день левшей. Он отмечается с 1992 года по инициативе британского клуба левшей.
— А Вы знаете, сколько левшей на Земле?
— Кто подковал блоху?
— А кто из животных – левша?
— Кто такие «рацематы»?

На эти и другие вопросы «Леворукой викторины», которые задавала Светлана Леонидовна, ярославцы, в большинстве своем, отвечали, не раздумывая.


А Елена Владимировна тут же приглашала их на мастер-класс – раскрасить, НО ТОЛЬКО ЛЕВОЙ РУКОЙ, летнюю картинку. С каким азартом дети, молодежь, взрослые и даже пожилые люди пытались ровненько по линиям левой рукой раскрасить картинку цветными карандашами! Вот какую красоту изобразили ВСЕ участники праздника:

Те из них, кто сомневались в своих умениях, попадали вновь к Светлане Леонидовне на тест-игру: надо похлопать в ладоши, и узнать, какой рукой удобнее хлопать сверху – правой или левой. Если правая рука сверху – Вы правша. Если левая – левша. А если удобно хлопать двумя руками сразу – вы – рацемат – человек, одинаково владеющий обеими руками. Никто из приглашенных не отказался, все весело хлопали в ладоши. И вот немного статистики: большинство участников праздника – рацематы. Чему мы очень рады. Ведь среди левшей много людей с мощным творческим потенциалом. Это и Марк Твен, и Леонардо да Винчи, и Микеланджело, и Сергей Рахманинов, и Мерлин Монро, и Александр Македонский, и Наполеон Бонапарт и Жанна Д’Арк и многие, многие другие, включая трех президентов США (Рейгана, Буша-старшего, Клинтона). Все это гости праздника узнавали, отвечая на вопросы викторины, рисуя, и получая наши главные подарки – книги (букроссинг), которые мы щедро дарили всем желающим.


А наш главный герой праздника – маленький мальчик Миша – он, единственный, оказался настоящим левшой и по-настоящему творческой личностью. Михаил раскрасил картинку, ответил на вопросы «Леворукой викторины» и получил прекрасную детскую книгу в подарок.

С праздником, тебя, Михаил и всех нас, дорогие ярославцы!

Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова ждет Вас в гости!

Светлана Смирнова, сотрудник библиотеки им. М. Ю. Лермонтова
Фотографии Елены Бадахиной

Цель: организация досуговой деятельности дошкольников в летний период .

Задачи: сформировать у детей представление о таком празднике, как Международный день левшей; познакомить детей с преимуществами, а также сложностями, с которыми сталкиваются леворукие люди.

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята, уважаемы взрослые! Мы собрались сегодня с вами зале, чтобы отметить праздник, который состоялся в понедельник, 13 августа – Международный день левшей. Мы живём в большом мире, нас окружает много людей. Нам кажется, что все мы одинаковые, однако всё-таки мы сильно отличаемся друг от друга, например, ростом, физическими способностями, цветом волос и глаз, характером и так далее.

Есть различия и в том, какой рукой человек пользуется чаще для того, чтобы совершить привычные всем нам действия: причесаться, застегнуть молнию на куртке, взять ложку в руку или карандаш, зубную щётку. Ребята, поднимите правую руку те, кто этой рукой выполняет перечисленные мной действия. Как вас много! А теперь поднимите руку те, кто рисует, пишет левой рукой. Немного! Так вам удобнее, легче, сподручнее? (Да).

Интересно, что даже среди животных, есть левши и правши (праволапые и леволапые). Так, в дикой природе среди обезьян (шимпанзе) больше левшей. Это значит, что большинство шимпанзе срывают банан с пальмы именно левой лапой. Левши и белые медведи, они левой лапой ловят рыбу в реках.

Конкурс «Какой отпечаток». (Два силуэта рук на мольбертах).

А вот насколько хорошо вы, ребята, владеете левой рукой, я сейчас проверю. Но нам потребуются два мольберта. Вот они! Но посмотрите, что это? Кто-то оставил на их поверхности отпечатки своих рук! Исчезнут они только тогда, когда вы определите, какой отпечаток сделан правой, а какой левой рукой! (Дети высказывают свои предположения). А кто сможет выйти и доказать, что это именно так? (Ребёнок, подойдя к мольберту, прикладывает руки к отпечаткам).

Конкурс «Аппликация». (Ладошки, мольберты).

Для следующего конкурса под названием «Аппликация» мне нужны 4 человека. Вам сейчас нужно составить аппликацию из ладошек разных цветов, используя при необходимости овалы, круги, полоски картона. (2 человека встают к 1 мольберту, другие 2 человека встают к другому). Вам, ребятки, я предлагаю выложить перед нами цветок, а вам, ребята, насекомое (каких знаете? (…бабочку)).

Игра со зрителями (пока дети выполняют задания).

Пока команды выполняют задания, вам, ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Хлопалка». Для этого вам нужно встать у своих стульчиков и приготовить свои ладошки!

Хлопните:

— Все присутствующие.

– Только девочки.

– Только те, кто любит мороженое.

– Только те, у кого дома живёт собака.

– Только мальчики.

– Только те, у кого день рождения зимой.

– Только воспитатели.

– Только те, любит есть перец.

Конкурс «Художники».

Настало время следующего конкурса «Художники». Приглашаю ко мне двух детей. Возьмите маркеры в левую руку и подойдите каждый к своему мольберту. Предлагаю вам левой рукой нарисовать цветок.

Музыкальная пауза. (Включаю фонограмму).

Девочки и мальчики, выходите ко мне. Образуем круг. Мы исполним вместе весёлый танец, который называется «Лавата». Для этого я в ответ на мои слова вы хором должны сказать «а у соседа лучше».

Повторяйте:

(Идём по кругу, не держась за руки)

Дружно танцуем мы.

Тра-та-та, Тра-та-та,

Танец весёлый наш – это лавата.

(Останавливаемся).

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

Н аши руки хороши? хороши…

А у соседа? лучше!

(Все берутся за руки и поют) .

Припев.

Эстафета «Попади точно в цель». (2 таза, 12 шариков, 2 коробки).

Ребята, правшей большинство. Я, например, тоже правша. В правой руке держу кисточку, правой рукой перелистываю страницы книги, застёгиваю пуговицы. Пользуюсь в основном одной рукой. Леворуких детей рождается меньше, однако они, как правило, пробуют совершать те же действия как левой, так и правой рукой. Таким образом они развивают обе руки. Имеют левши преимущество и в спорте: сопернику сложнее подстроиться под леворукого соперника, отработать направление удара. Леворуких теннисистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов очень не любят - с ними неудобно соревноваться .

Левая рука должна и вам принести успех в эстафете под названием «Попади точно в цель». Первые шесть ребят станут участниками команды «Пупсики», вторые шесть детей войдут в команду «Ловкачи». Вам нужно взять по одному шарику в левую руку и постараться попасть в таз. Команда, забросившая больше шариков, победит.

Эстафета «Покупатель». (2 столика, 2 подноса, 2 тазика, 12 продуктов).

Опять объявляю набор в команды «Пупсики» и «Ловкачи» по 6 человек в каждую. Представьте, что вы покупатели в магазине. Ваша задача – взять в левую руку поднос, подбежать к тазику, положить на поднос любой продукт и, держа поднос в левой руке, отнести продукт на столик (кассу). Команда, которая быстрее доставит последний продукт, победит.

Заключительное слово.

Я вам так скажу, ребята,
Не пристало в нашем веке
По руке с рожденья главной
Нам судить о человеке!
Ну с какой, скажите, стати
Все должны работать правой?
Тем, кто не согласен с этим,
Заявляю — вы не правы!
Человек двумя руками
Все дела обычно делал,
А не только самой правой
Или может только левой.
За поступки, за заслуги
Мы друг друга уважаем.
И левшам на всей планете
Равноправия желаем!

На этом наш досуг окончен. До свидания, до новых встреч!

Непосвященному человеку может показаться, что Всемирный день левшей – очередной бессмысленный праздник, суть которого в веселье без особого повода. Да кого вообще волнует, кто какой рукой держит вилку или пишет? Оказывается, разница есть! И повод есть. А смысл куда глубже, чем просто всеобщие гуляния в честь леворукости.

К людям, которые пишут и едят левой рукой, во все времена относились с некой осторожностью. В период кровавой Инквизиции леворукость могла стать последним доказательством вины «колдуньи». В Древней Руси левшей опасались, полагая, что частое использование левой руки – знак дьявола. Из-за этого леворукость стала поводом для недоверия, когда речь шла о свидетельских показаниях – левшей считали паталогическими лгунами.

Во многих странах, в т.ч. и в СССР, детей насильно переучивали, иногда принимая довольно жесткие меры – учителя лупили по «неправильной» руке линейкой, родители привязывали «неправильную» руку к бедру или туловищу – делали все, чтобы ребенок стал таким как все. К счастью, ученые смогли доказать, что левша – это генетическая норма, а бороться с генами бессмысленно. Дети, которым постоянно приходится следить за «правильным» использованием рук, испытывают сильнейший стресс. Самое «безобидное» проявление – потеря интереса к учебе, плохие оценки, агрессия и слезливость. Если родители настойчивы, у ребенка может развиться заикание и даже фобия, связанная с письмом или чтением.

У левшей артикуляционный и речевой центр находятся в правом полушарии мозга, а левое отвечает за ориентацию в пространстве, зрительное и слуховое восприятие. Если силой заставлять левшу делать все «правильно», мозг как бы путает команды и реагирует с задержкой. Из-за этого ребенок может вырасти рассеянным, несобранным, апатичным и депрессивным.

В 1990 году в Британии был основан Клуб Левшей. Цель создания клуба весьма благородная – рассказать миру о том, с какими трудностями сопряжена леворукость. Впервые Международный день левши отметили в 1992 году 13 августа – в этот день, но в 1976 году, прошел первый марш в защиту прав левшей. Сами организаторы не относятся ко Дню левши как к поводу повеселиться. Это скорее метод просвещения широких масс.

Особое внимание уделяется родителям, которые подозревают или недавно убедились, что их ребенок – упорный левша. На открытых семинарах, приуроченных к праздничной дате, мамам и папам рассказывают о нюансах обучения левшей. Объясняют, что за леворукость отвечают гены, которые делают доминантной не только левую руку, но и левый глаз, ухо, ногу. Родителям предлагают протестировать ребенка – поиграть в мяч, теннис, рассмотреть что-нибудь через микроскоп или лупу, подарить малышу калейдоскоп или подзорную трубу. И понаблюдать, какой ногой ребенок чаще бьет по мячу, какой рукой держит ракетку, каким глазом присматривается.

На Руси левшей часто высмеивали и почти всегда считали никудышными работниками. Левша, пользуясь инструментом для праворуких людей, мог запутать цеп, поранить соседа острым серпом или косой, неловким движением сломать пилу.

С некоторой насмешкой к левшам относятся и сегодня. Особенно к школьникам – сверстники высмеивают неумеху, пусть не зло, но обидно. Взрослым тоже достается, причем почти ежедневно. Ведь миром правят праворукие, простите за каламбур. И почти все сделано для их удобства – турникеты, двери, овощерезки и ножницы, промышленные станки и большинство вещей, используемых в быту и на работе. Это еще один момент, который освещает Всемирный день левши – организаторы пытаются донести до производителей самых разных товаров информацию о насущных проблемах 15% всего населения планеты.

И получается. Во многих европейских странах есть специальные магазины, где можно приобрести различные товары для левшей, от бытовых мелочей до спортивного инвентаря и музыкальных инструментов. На предприятиях устанавливают оборудование, удобное для использования левшами. Россия немного отстает от западных соседей, но хорошо уже то, что к леворукости перестали относиться как к блажи и капризу.

Как поздравить левшу с праздником?

Возможно, ваш друг или родственник даже не знает, какого числа отмечают День левшей – тогда получится устроить настоящий сюрприз! Можно организовать вечеринку, на которой все праворукие гости будут пользоваться только левой рукой – весело и со смыслом. Можно подарить левше биографию Моцарта, Ницше или Эйнштейна, Жанны Д’арк, Микеланджело или да Винчи, Рубенса или Паганини. Среди великих было много левшей – ученые, политики, художники, композиторы. Выбирая, вспомните увлечения вашего друга, наверняка найдете нечто подходящее.

В Санкт-Петербурге есть интереснейший музей – «Русский левша». Можно всей компанией посетить выставку, полюбоваться искусными микроминиатюрами и купить крошечные сувениры на память. А можно отметить праздник, просто подарив другу практичную мелочь, сделанную специально для левшей. Наверняка такой знак внимания будет приятен тому, кто каждый день сталкивается с десятками неудобств.

13 августа - Международный день левшей

13 августа - Международный день левши. Одни в мире считают его официальным, другие неофициальным праздником, но суть верно - отмечается он действительно 13 августа. Разве что годы его появления между собою разнятся. Но это лишь толика знаменитостей - левшей. На самом деле их гораздо больше - знатоки утверждают в мире сегодня из всех рождающихся людей от трех до десяти процентов - леворукие. И их число, якобы, и дальше станет расти в геометрической прогрессии, пока не превысит численность праворуких.

Первая версия датируется 1992 годом, когда Британский клуб левшей организовал акцию в их поддержку. Ведь в мире абсолютно все приспособлено для удобства "праворуких" - и руль в машине, и обыкновенной компьютерной мышкой они легко управляются правой рукой и даже обыкновенная форточка открывается ими в правую сторону. "Левша" - как бы исключение из правил. Были давным-давно мрачные времена, когда с леворукими беспощадно боролись, как с порождением дьявола. И слава Богу, что времена дремучей инквизиции миновали! Ведь среди левшей много известных миру поистине талантливых людей - великий сказочник Ганс Христиан Андерсен, идол меломанов Пол Макартни, гениальный композитор Амадей Моцарт, загадочная непостижимая смерть которого до сих пор волнует человечество; широко известный и в прошлом и теперь ученый Исаак Ньютон, а государей и прочих повелителей среди леворуких - и вовсе хоть отбавляй! Начиная от древнейших времен, с Юлия Цезаря, Александра Македонского, а потом даже Наполеона Бонапарта и ближе к современным главам стран - Рональда Рейгана, набившего оскомину своими сексуальными похождениями Билла Клинтона и Джоржем Бушем - старшим.
Не порождение дьявола, но высших небесных сил левши, все, как на подбор, сверх талантливые, с сильным характером и небывалой жизненной мощью. Один только упомянутый нами композитор Амадей Моцарт чего стоит! Прослушав хотя бы одно его произведение в собственном исполнении публика долго не могла придти в себя - волшебник, чародей, повелитель меломанов! Не зря же его австриец- соперник Антонио Сальери, дирежер, композитор, педагог, не выдержав конкуренции, отравил, якобы, его?! А величайший полководец всех времен и всех народов Александр Македонский, покоривший пол мира?! Разве это не ярчайшее доказательство исключительности гения левшей?!
Впрочем, есть среди них и вполне обыденные скромные личности, но тоже поразившие высочайшим мастерством умы своих современников. К примеру, тот же "косой левша" так живописно описанный нашим великим Лесковым в его захватывающей воображение повести, увидевшей свет в 1881 году под названием "Сказ о тульском косом левше и стальной блохе", участниками которого были великие государи России и Англии. А история собой совсем проста. Как-то наш Александр Первый побывал в Соединенном Королевстве Великобритании. И до глубины души удивился микроскопической стальной блохе, изготовленной тамошними мастерами. Удивился до такой степени, что даже увез ее в Санкт-Петербург. А в сим славном граде поинтересовался, могут ли русские мастера по стальному делу изготовить нечто подобное? Интерес его был удовлетворен - де могут! Но от замысла до его исполнения царь не дожил. А его наследник Николай Первый, увидев "англицкую блоху", заинтересовался тем же вопросом и воодушевил тульских мастеров превзойти шедевр! И превзошли. Собственно, превзошел тот самый "косой левша". Блоху ту он не только подковал, но и стремена ей приладил и седельце! Отправленная в Англию блоха поразила тончайшим миниатюрным искусством всех подданных Великобритании вместе с их королем, единодушно признавших приоритет русских мастеров над мастерами владычицы морей.

Сейчас с грустью вспоминаешь, что когда-то на Руси левшей считали людьми ненормальными и недалекого ума. Им убогим даже в суде было запрещено появляться. Терроризировали, словом, по всему миру. Но потом все-таки признали их врожденный талант. Правда, так и не решив до конца, почему на свете появился столь удивительный феномен? Одни посчитали, что признаки левши закладываются уже в утробе матери от изменений, происходящих в мозге, были на сей счет и другие версии, и пусть о них спорят генетики и прочие ученые умы. А вот сами левши предлагают праворуким хотя бы раз в год (13 августа) побывать в их шкуре - открыть левой рукой, к примеру, банку сгущенки, почистить для супа картофель, морковку и свеклу, выпить левой элементарный стакан воды и так далее и так по порядку. Только тогда, наверное, поймут, сколь неудобно левшам жить на свете, когда все в нем приспособлено для праворуких. И такие попытки имеют мест о быть. В результате - промышленность уже выпускает товары для левшей. Ту же "мышку", чтобы ловко управлять компьютером. Обыкновенные, приспособленные для леворуких ножи, вилки, ложки, ножницы и прочий, прочий ширпотреб. На левшей теперь косо не смотрят - обычные люди, часто с заметным юмором, но чаще всего ловкие и сверх одаренные!
Как, например, Владимир Анискин из Новосибирска, который превзошел в мастерстве "косого левшу" из повести Николая Лескова. В ушке иголки он сумел разместить целый караван из верблюдов, погонщиков, с песком и пальмами, жарким солнцем. Миниатюрными и изящными выходят из-под рук настоящие произведения искусств у Николая Алдунина из Луганской области. На обыкновенном зернышке он умудрился нарисовать портреты Пушкина, Толстого. Изготовил блоху со стременами и седлом, подковав ее. И у него в ушке иголки - караван. А поперек спички - танк в полном боевом вооружении. Вот вам и левши! Удивительно, но в столице Кубани Краснодаре есть кузница "Левша". Но заказы здесь выполняются в натуральную величину - кованая мебель, ворота, козырьки подъездов, мангалы и многое многое другое. А названа столь удивительно кузнеца в честь талантливых левшей не только России - их ведь великое множество и в других странах. Людей - ранее гонимых, не признанных, а ныне почитаемых за талант и мастерство!

(СЦЕНАРИЙ)
Вступление: на сцене два скомороха.

1-й скоморох:

За горами, за лесами,

За широкими долами,

Извиваясь, как тропа,

Змейкою река Упа
2-й скоморох:

Протекает по равнине,

А на самой середине

Домостроен и сердит

Тула – град на ней стоит.
1-й скоморох:

В те поры сей славный град

Был оружием богат.

Мастера для этих ружей

Мастерили всё подряд:
2-й скоморох:

От приклада и цевка,

И от мушки до курка,

Да патроны – тоже сами –

Не везти ж издалека.
1-й скоморох:

В оружейной слободе

(То ли там, то ль ещё где)

Жил мужик, умелец тонкий,

Хоть в клочковой бороде.
2-й скоморох:

Проявляя жар и пыл,

Он такое мастерил –

Только ахали в народе,

И, причём, левшою был.
Площадь, глашатай с указом или свитком в руке.

Эй, народ! Вали сюда!

Нам нежданная беда:

Скоро нам придётся туго,

Как не было никогда!

Всё скажу, как на духу:

Мериканскую блоху

Напустили на японцев –

Там теперя всё в пуху!

(Народ в ужасе разбегается в разные стороны).
Заседание в царской палате.

Царь:

Мы решили матерясь,

Расспросить тебя вот, князь:

Как же ты блоху прохлопал?

Мы теперь все мордой в грязь?
Басурмане с той Земли

Нынче атом запрягли,

Да с блохой его пустили.

Вот, япошек разнесли…

Князь: (подобострастно)

Наш кормилец, не тужи

(Я глаголю от души).

Басурмане пусть не плохи,

Но, мы тоже хороши.
Дела меньше, чем смеху

(Говорю, как на духу).

Мы лазутчикам поручим:

Пусть – де выкрадут блоху!

Царь:

Прочь поди с моих очей,

Бесталанный асмодей!

(Князь сконфуженно отходит)

Что бояре мне подскажут?

1-й боярин:

Царь – надёжа, прикажи

Думным дьякам от души

Поработать над блохою,

Да накинь на них вожжи.
Коль сумеют изобресть –

Будет им за это честь.

Ну, а коли не сумеют,

Мы с них живо сгоним спесь!

2-й боярин:

Государь наш и отец,

Чтоб достойный был венец

Всего дела со блохою,

Не шумя на весь дворец,
Думных дьяков ты пошли

Хоть и не на край земли,

Но подале от столицы,

Чтоб вороги не нашли.

3-й боярин:

Нынче где – то, может пьян,

Есть в отставке атаман

По фамилии… де Платов.

Может очень он шарман
Хоть медведя обучить,

Думных дьяков проучить,

Коль затеют фордыбачить.

Ты ему всё поручи.

Царь поднимает руку, готовясь что – то сказать.

1-й боярин:

Государь, единый миг

Ты не до конца постиг:

Чтобы ту блоху сбондарить,

Нужно звать мастеровых.

2-й боярин:

Градец – Тула есть такой,

Каждый там мастеровой.

И со всякой железякой

Каждый мастер там сам – свой.

3-й боярин:

Атаману наказать:

Всех тащить и не пущать.

Коли станет кто ершиться,

То в колодки заковать!

Царь:

Вот теперя даль видна,

Как из моего окна.

Сладим дело со блохою.

Подавайте имена.

(Бояре усиленно нашёптывают царю на ухо).

Царь:

Что – то не пойму никак…

Вроде развели кабак.

Ну, кого вы мне суёте –

Тот? Дурак! А тот…простак!
Всё, кончайте маету!

Дай – ка подведём черту!

Сердито 1-му боярину:

Я хочу персону эту,

Ты подсовываешь ту!

(назидательно)

Чтобы был прямой резон

Дать процессу нужный тон:

Главным будет «Бородатый»,

Чуть пониже «Гаврятон».

Вздыхает:

Велика затрат казна,

Не туга наша мошна.

Но, Бог даст, блоху сварганим,

Не испив себя до дна.

Кидает косой взгляд на князя:

Коли вылетим в трубу –

Всех отправлю на дыбу!

Князь, мотай на ус, однако.

(слегка передразнивает)

Вот тебе и бу – бу – бу!

Атаман Платов лежит на досадной укушетке.

Я у этого хмыря,

По прозванию царя

Тридцать лет и…(загибает пальцы) …два…три года!

Промытарился зазря!
А теперя – всё равно,

Ведь отставка – это дно.

Казаку нужны под старость

Только трубка и вино!

(Наливает себе стаканчик и раскуривает трубку).

Чу! Бубенчик зазвенел.

Что за гость тут залетел?

Кто решился потревожить

Мой безрадостный удел?

(Спрашивает сам себя)

Я ещё не допьяна?

Дай допью стакан до дна.

А теперь надеть папаху

Да почистить ордена…

(Допивает стакан, нахлобучивает папаху и бегло рукавом протирает ордена на груди).

Входит царский курьер.

Курьер:

Наказному атаману

Безо всякого изъяну

Низко бьёт челом наш царь!

(Кланяется, касаясь рукой пола)

Тебя просит государь

Свой забросить конедром,

Перебраться на паром,

Срочно во дворец явиться.

А не то ударит гром!

Атаман Платов (бурчит себе под нос, но довольно громко):

Вроде «бьёт тебе челом»,

А на самом деле лом

По твоей спине гуляет.

Не сегодня, так потом.

(Пристально смотрит на курьера)

Глянь, за совесть и за страх

Суетится вертопрах!

Лишнего чего б не ляпнуть –

Будет голова в кустах.

(Важно и бодро отвечает)

Я готов служить царю

(Откровенно говорю).

И, как человек военный,

Я судьбу благодарю!
Может быть судьба права:

Я по - прежнему «Ать – два».

Нам – служивым – хоть в атаку,

Хоть пилить – колоть дрова!

(Поднимается и выходит вместе с курьером).
Тула. Ремесленная слобода. Левша со товарищи. (Сидят в избе, похожей на мастерскую. У всех волосы подобраны ленточками).

Левша:

Васька, шебурши плотву.

Филька, вымой ендову.

Ты, Гараська, малый шустрый –

Вмиг по пиву рандеву!

(Гараська убегает и скоро прибегает с пивом. Вот всё готово).

Левша:

Как стук в двери услыхать,

Мигом харч под стол убрать,

Бабы – идолово племя

Не дадут попировать.

Женщины возле мастерской (подглядывают в окна избушки).

1-я женщина:

Вот опять, гляди, кума,

Словно спятили с ума:

Всё стукотят молотками

От темна и до темна.

2-я женщина:

И – и – и, кума, не говори! –

От зари и до зари

Ремесло своё справляют,

А в деньгах – полушки три!

3-я женщина:

Ох, подружки, примечай:

Стук не слышен невзначай?

Знать, закончили работу,

Да лакают пиво, чай?

4-я женщина:

Ты ремёсла уважай,

Всуе не упоминай.

Чу! Коляска с бубенцами…

Ну – ка, бабоньки, тикай!

(Женщины быстро убегают)

Подъезжает коляска атамана Платова.

Платов вылезает из коляски и громко стучит в дверь.

Левша:

Раскудрит твою в кудель!

Кто там ломит дверь с петель?

Ну – к, Никит, спроси: что надо?

Да гони его отсель!

Никита (грозно):

Я те – бесу постучу!

Выду щас – поколочу!

Ишь ты, демон, дверь ломает.

Аль не слышишь, что кричу!

(Тем временем мастеровые всё – таки прячут пиво и закуску под стол).

Никита (открывает дверь, недовольно произносит):

Легче! Черт тебя побрал!

Ишь, устроил здесь аврал.

(берёт вошедшего за лацканы и проводит в середину комнаты)

Ну – ка, покажись – ка к свету…

(в крайнем изумлении)

Братцы! Это генерал!..

Платов: (суёт Никите кулак под нос)

Я тебе сейчас, микроб,

Закатаю прямо в лоб!

А ещё хоть слово вякнешь –

Положу живого в гроб!

(Замахивается на Никиту локтем)

(Никита обмяк, у него трясутся колени. Атаман наслаждается)

Что, трясётся вся душа?

Ноги пишут антраша?

(немного добреет)

Ладно, сладим дело миром.

(Проводит рукой по усам)

Хто такое тут Левша?

Левша (растерянно):

Вота, туточки все мы,

Все ремесленны умы.

Ну, куды теперь прикажешь –

До Сибири аль тюрьмы?

Атаман Платов (разочарованно смотрит на Левшу):

Экий тощий – словно штырь…

Ладно, слушай, богатырь,

Собирай свою шарагу,

Да поедем… (делает паузу) в монастырь.

Левша: (недоуменно)

Чай ошибся ты, Вашброть,

По изнанке – то пороть…

Мы грехов не накопили,

Чтобы ехать их молоть!

Атаман Платов: (раздражается и рявкает)

Цыц! Каналья! Бунтовать?

Я тебе такую мать

Покажу и обустрою –

Будешь рысаком скакать!
Вот за волосы схвачу,

Из избы поволочу,

Да ещё по грязи мордой,

Если только захочу.
Собирайся, цел пока!

Струмент сыпьте в кладника.

Коли станешь долго мешкать,

Для подгонки дам пинка!

(Левша с товарищами быстро собирается и выходит вместе с атаманом).

ОБЪЕКТ №……. Левша с товарищами стоят возле «Красного дома» и осматриваются. Их внимание привлекает и колючая проволока, и солдаты с оружием, и купола церквей. Неподалёку от «Красного дома» расположена беседка с лавочкой.

Левша:

Ну и чудно тут, братва:

Колокольни да церква.

Вместо тына здесь «колючка»,

Да стрелецка тетива.
Вот вблизи никак нашест –

Помолиться б да присесть.

Наше дело трудовое,

Главное, что кузня есть.

(Из «Красного дома» выходит дьяк в чёрном и направляется к Левше).

Дьяк:

Ты – Левша?

Тебя просили.

(Двумя руками приглашающе показывает на входную дверь и тут же важно скрещивает руки на груди)

Долго там не говори.

Отче Игорь

Свет Василич,

Келья нумер 23.

Баек ты ему не гни,

И про трудности ни – ни!
(Поднимает глаза к небу, как бы вспомнив что – то)

Перед тем, как распрощаться,

К Гаврятону загляни.

(Левша заходит в «Красный дом». Спустя некоторое время выходит из него и с таинственным видом обращается к товарищам).

«Бородатый» дьяк сказал:

Мы здесь с «корабля на бал».

С временем настолько туго,

Что кругом сплошной аврал.
Надобно блоху сковать,

(Бог избавь – не ошибиться!)

А потом в нору загнать.
(Пристально смотрит на друзей)

Есть сурьёзный оборот:

Коль блоха не заревёт,

Атаман нам, как цыплёнкам,

Шеи набок всем свернёт.

(Обводит взглядом оробевших товарищей)

Только не впадайте в грусть.

Знай – работай и не трусь.

Мы скуём блоху на совесть –

Ведь стоит за нами Русь!

(На сцену выходят два скомороха, опускается киноэкран).

1-й скоморох:

Скоро сказка говорится,

Споро движутся дела.

И потешная станица

Вмиг построена была.

(На экране опытный городок, предназначенный для взрыва).

2-й скоморох:

В ней станичники не жили –

Для жилья она плоха.

Предстояло стать ей пылью,

Там должна скакать блоха.

1-й скоморох:

А блоха уже готова (на экране РДС – 1)

Здесь не сказка, это – быль.

И на этом «Бородатый»

Вовремя челом отбил

2-й скоморох:

И царю, и всем боярам.

Царь решил, чего скрывать,

Времени не тратя даром,

Испытанья затевать.

(На экране вывоз РДС – 1 из цеха).

1-й скоморох:

Только вспыхнули зарницы,

Встали дьяки вереницей,

(И Левша с друзьями тут)

Провожать блоху в станицу.

(На экране пульт управления)

2-й скоморох:

Приготовили блоху

И укрылись: кто вверху,

Кто в расщелины забился,

Кто за камнем притаился.

1-й скоморох:

Изготовились глядеть,

Как почнёт блоха реветь.

Всем блаженна мысль была:

Лишь бы голова цела!

2-й скоморох: (на экране обратный отсчёт)

Думны дьяки отмеряли

Эти миги, и считали

Цифры, но наоборот

(Видно люб такой им счёт).

1-й скоморох:

Вот последни цифры тают,

Всем дыханье занимает.

Вот пошёл блохе наказ:

«С Богом! Прыгай!» В землю враз

2-й скоморох:

Уши и глаза уткнули

(Вроде как при свисте пули).

Рухнул тут небесный кров –

Вот такой раздался рёв.

1-й скоморох: (на экране взрыв)

Будто гром на колеснице

Трижды объезжал станицу,

Возвращался и опять

Глухо продолжал ворчать.

2-й скоморох: (на экране «гриб»).

Облик той блохи погиб,

Вырос шар, а потом гриб.

У Левши мысля мелькнула:

(Левша втихомолку крестится)

«Может где – то перегиб?»

1-й скоморох:

Гриб кружился весь в пыли,

В толщину размеры шли.

Ножка гриба извиваясь

Всё сосала из земли.

2-й скоморох:

(на экране последствия взрыва: разрушения, возгорания и т.д.)

Всё горело и трещало,

Всё стонало и скворчало,

Лихо плавился песок

И стеклом в канавы тёк.

1-й скоморох:

Всё казалось кверху дном,

Всё ходило ходуном.

Брёвна спичкой возгорались,

Рельсы на узлы вязались.

(Экран убирается).

2-й скоморох:

Позже в приказной избе

Дьяк, тот самый «Бородатый»

Да глядевший всё в трубе,

Вдруг спросил Левшу пытливо:

«Сыне, как блоха тебе?»

От такой блохи родни

Бог нас всех оборони!

В поле раз увидеть можно,

Ну а в жизни – ни – ни – ни!

1-й скоморох:

Будто камень с плеч долой,

Настроение – горой.

Дело сделано, однако,

Можно двигаться домой.

2-й скоморох:

Обнялись, перекрестились,

Разрыдались – прослезились.

Чарки приняли потом

И заснули крепким сном.
Царские палаты (застолье с музыкальным сопровождением).

1-й скоморох:

А в палатах пир горой,

Столы ломятся явствой.

2-й скоморох:

Ходуном веселья вал.

Ну а после царь сказал:

Басурманам отписать:

«Нам теперь на них чихать!

Со своей блохою танцев

Больше им не затевать!»

(Осматривается вокруг)

Писарь! Где ты? В самый раз

Нужно написать указ.

(Царь диктует, писарь записывает)

Атаману – княжий сан

Будет мной навеки дан.

(Атаман кланяется царю в пояс).

(Царь смотрит на князя, тот подобострастно кланяется)

Князю – орденок в петличку

(Хоть бараном он баран!)

(Оглядывает бояр)

Всем боярам – теремов!

(Бояре кланяются)

Дьякам хватит и домов,

Что построены в столице,

(Смотрит на бояр)

Чем потрафить мужиков?

1-й боярин:

Расспросить у «Бороды»,

Дабы не было беды:

Мужикам – то что по нраву

Кроме хлеба и воды?

(размышляет про себя)

Им ни денег и ни слуг…

Может, дать лошадок двух?

2-й боярин:

А не будет многовато?

А не вызовет испуг?

3-й боярин:

Царь – надёжа, мужикам

Должен быть гостинчик дан –

Чтобы в рот не попадал он,

Но протёк бы по усам.

Царь – писарю: пиши

Бочки выкатить вина,

Пусть напьются допьяна.

(слегка задумывается)

По алтыну на похмелку –

Это выдержит казна.

(чешет затылок)

Чтобы был указ готов,

Безо всяких лишних слов

(указывает пальцем)

В него надобно добавить

Пару бочек огурцов!

(Бояре важно кивают головами).

На передний план сцены выходят два скомороха. Все остальные действующие лица выстраиваются в линию на заднем плане.

1-й скоморох:

Через времени стекло

Много вёсен утекло.

Сколько сделано Левшою

Супостатам всем назло?

2-й скоморох:

Всё куёт Левша тихонько,

То ль блоха, а то ль комар.

Но от пакости от этой

У врагов ночной кошмар.

1-й скоморох:

Мы – Левши того потомки.

2-й скоморох:

Что в наследство взяли мы?

1-й скоморох?

Наши неплохие руки.

2-й скоморох:

Неплохие и умы.

1-й скоморох:

Можем выпечь Тульский пряник.

2-й скоморох:

Или сделать самовар.

1-й скоморох:

Дом себе построить сами.

2-й скоморох:

Или потушить пожар.

1-й скоморох:

Можем починить карету.

2-й скоморох:

Спутник в космос запустить.

1-й скоморох:

Град Саров прославить свету.

2-й скоморох: (беспечно)

Можем жить и не тужить.