Программы пфр используются сотрудниками для перерасчета пенсии. Перерасчет пенсии пенсионерам. Перерасчет пенсии по заявлению
Перерасчет пенсии – это изменение размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием у пенсионера дополнительного заработка, с которого уплачены страховые взносы на страховую пенсию, а также в связи с другими причинами.
Многие пенсионеры после выхода на пенсию продолжают работать. В этом случае работодатели уплачивают за них страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, с учетом которых органы ПФР производят перерасчет размера страховой пенсии.
Более подробную информацию вы всегда сможете найти в своем России на www.PFRF.ru.
Перерасчет размера страховой пенсии работающим пенсионерам производится через увеличение индивидуального пенсионного коэффициента. Это может произойти в том случае, если пенсионер работает, а страховые взносы, которые работодатель уплачивает за него в Пенсионный фонд России после 1 января 2015 года, не учтены:
- при назначении страховой пенсии по старости;
- при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца;
- при назначении страховой пенсии по инвалидности;
- при переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности;
- при предыдущем перерасчете.
В этих случаях перерасчет страховой пенсии производится Пенсионным фондом России в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года.
ВАЖНО! Поскольку при расчете страховой пенсии по случаю потери кормильца учитываются страховые взносы умершего кормильца, а не получателя пенсии, то ее размер подлежит корректировке один раз: в августе года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия.
Законодательством установлены максимальные значения индивидуального пенсионного коэффициента, которые учитываются при беззаявительном перерасчете страховой пенсии.
Это значение зависит от того, формируются ли у пенсионера пенсионные накопления или нет:
- 3,0 – для пенсионеров, у которых в соответствующем году пенсионные накопления не формируются;
Беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется в случае:
- достижения пенсионером возраста 80 лет. Применяется только к страховой пенсии по старости. Достижение 80 лет позволяет установить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в повышенном размере;
- изменения группы инвалидности. Применяется как к страховой пенсии по старости, так и к страховой пенсии по инвалидности. При этом повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости предусмотрена для инвалидов I группы.
Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с изменением обстоятельств или представлением новых документов, от которых зависит этот размер. Рассмотрим пять случаев, когда нужно обратиться за перерасчетом пенсии и порядок подачи заявления на перерасчет пенсии в 2019 году.
Пять случаев, когда нужно обратиться за перерасчетом пенсии в 2019 году
Пенсия назначается, как известно, с момента наступления на нее права и обращения за ней. На эту дату Пенсионный фонд производит расчет пенсии с учетом всех представленных документов.
Однако со временем обстоятельства, которые учитывались при расчете пенсии, могут измениться или же появиться новые, в связи с чем размер пенсии должен быть пересмотрен.
При этом нужно учитывать, что в большинстве случаев для перерасчета пенсии в 2019 году недостаточно одного лишь изменения обстоятельств: необходимо обратиться в Пенсионный фонд с заявлением.
По своей инициативе Пенсионный фонд перерасчет по общему правилу не делает (за отдельными исключениями – например, в связи с достижением 80-летнего возраста).
Поэтому, чтобы не пропустить нужный момент и вовремя подать заявление, следует знать все обстоятельства, которые дают право на перерасчет пенсии .
Пять случаев для обращения за перерасчетом пенсии в 2019 году
Итак, по заявлению перерасчет страховой пенсии производится в следующих случаях:
- В связи с подтверждением «нестраховых периодов»:
- периода ухода за ребенком до 1,5 лет (до 6-ти лет суммарно по всем периодам),
- периода ухода за нетрудоспособным гражданином (инвалидом 1 группы или престарелым старше 80-ти лет),
- периода службы в армии или правоохранительных органах, служба в которых приравнивается к военной службе, а также периода сотрудничества с правоохранительными органами,
- периода проживания с супругом за границей или в воинской части, где отсутствовала возможность трудоустроиться (не свыше 5-ти лет в общей сложности).
При таком перерасчете пенсии соответствующие периоды вычитаются из страхового стажа (если до этого они там были учтены). Поэтому предварительно нужно проконсультироваться в ПФР насчет того, насколько выгоден этот перерасчет в каждом конкретном случае.
Подробнее о перерасчете с учетом «нестраховых» периодов можно прочитать
- При получении дополнительных документов о стаже или заработке до 1 января 2002 года.
В таком случае перерасчет производится в сторону повышения пенсии , если показатели стажа или заработка изначально не достигали предельно допустимых значений.
Например, максимальная продолжительность стажа, которая влияет на размер пенсии, составляет: 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
Максимальный коэффициент соотношения заработков, который учитывается для пенсии, – 1,2. Подробнее о порядке учета заработка для пенсии можно почитать
- При появлении у пенсионера нетрудоспособных иждивенцев (несовершеннолетних детей или детей в возрасте до 23 лет, или обучающихся по очной форме, братьев или сестер того же возраста, у которых нет родителей, а также нетрудоспособных родителей).
В таком случае повышается фиксированная выплата к пенсии на 1/3 за каждого иждивенца.
- При представлении документов о выработке «северного» стажа необходимой продолжительности (15 лет – в районах Крайнего Севера и 20 лет – в местностях, приравненных к Крайнему Северу).
В таком случае фиксированная выплата к пенсии повышается на 50% (если стаж был выработан в районах Крайнего Севера) или на 30% (если в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).
- При представлении документов о выработке дополнительного льготного стажа за периоды до 1 января 2002 года по Списку № 1, Списку № 2 или по иным основаниям досрочного назначения пенсии. Например, для пенсии по Списку №1 мужчинам нужно отработать 10 лет, а женщинам – 7,5 лет.
Если стаж будет подтвержден сверх этой нормы, пенсия повышается. Но при таком перерасчете нужно учитывать индивидуальные особенности каждого случая, поэтому он не всегда может привести к более выгодному размеру пенсии. Предварительно следует проконсультироваться в Пенсионном фонде.
- Заявление на перерасчет пенсии можно подать как лично в отделение Пенсионного фонда, так и электронно – через Личный кабинет пенсионера или сайт Госуслуг.
- Перерасчет пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за датой обращения в ПФР со всеми необходимыми документами.
Информационную основу пенсионной системы составляют четыре программных комплекса.
1. Программно-технический комплекс системы персонифицированного учета (ПТК СПУ).
2. Автоматизированное рабочее место (АРМ) страхователя.
3. АРМ по назначению и выплате пенсий.
4. АРМ "Клиентская служба".
С использованием данных программных комплексов осуществляются основные процессы по формированию и ведению БД Пенсионного фонда.
Остановимся подробнее на их описании.
1. ПТК СПУ был разработан специалистами служб информационных технологий Пенсионного фонда РФ и введен и действие в 1997-1998 годах в связи с принятием Федерального закона № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" что позволило создать и вести централизованную БД лицевых счетов застрахованных лиц.
ПТК СПУ функционирует на специализированных серверах IBM AS-400, которые работают в локальной сети, содержащей пользовательские терминалы и системы управления.
Ядром всей системы персонифицированного учета (первый уровень) является сервер AS-400, расположенный в Центральном аппарате Пенсионного фонда и содержащий информацию о застрахованных лицах всей Российской Федерации.
На втором уровне расположены региональные серверы, находящиеся в административных центрах и управляющие работой Межрайонных пунктов персонификации (МРП). Вся информация о застрахованных лицах (в том числе и пенсионерах) хранится на региональном сервере AS-400.
На третьем уровне расположены серверы МРП, которые обслуживают как сами пункты, так и прилегающие к ним территориально Управления ПФР.
На четвертом уровне в Управлениях ПФР серверы отсутствуют и обмен информацией, касающейся персонифицированного учета, осуществляется либо с помощью магнитных носителей информации, либо по телекоммуникационным каналам (КСПД) с сервером соответствующего МРП, к которому присоединено данное Управление ПФР. В связи с вводом в промышленную эксплуатацию КСПД осуществлена новая технология работы операторов ПТК СПУ, расположенных в Управления ПФР, с серверами AS-400 МРП. Организован удаленный доступ к БД персонифицированного учета, т.е. пользователи, находящиеся в своих Управлениях ПФР могут работать с серверами, расположенными в МРП.
Серверы, расположенные в МРП, связаны по КСПД с региональным сервером Отделения ПФР, а он в свою очередь через сервер ПФР в г. Москве связан со всеми региональными серверами Российской Федерации для оперативного обмена информацией при назначении пенсий лицам, работавшим в разных регионах России.
Присвоение страховых номеров производится централизованно на сервере ПФР в г. Москве. Для этого региональные серверы имеют электронную связь с сервером ПФР, с которым постоянно происходит обмен информацией.
Программное обеспечение функционирует под управлением ОС/400 и основано на использовании системы управления базами данных DB/2 for AS-400. Рабочие станции работают под управлением Windows /2000. Рекомендованная конфигурация для рабочих станций - РШ, Celeron 1200 и более с оперативной памятью не менее 128 Кб.
Программное обеспечение разработано и сопровождается службами информатизации ПФР. БД закрыта и не позволяет писать приложения с использованием непосредственных обращений к БД.
Для получения информации используются SQL-запросы, позволяющие в формализованной форме запрашивать необходимые данные. Разработкой SQL-запросов и получением информации занимаются сотрудники служб персонифицированного учета и информационных технологий на уровне Отделения ПФР.
В МРП проводится работа по подготовке данных для загрузки в ПТК СПУ, техническое обслуживание сервера, со здание резервных копий БД и другое.
Сервер ПТК СПУ находится в ЛВС МРП. Это позволяет службам, заинтересованным в получении выписок из лицевых счетов застрахованных лиц, получать данную информацию со своего рабочего места.
В связи с тем, что при функционировании КСПД реализуется удаленный доступ к серверу AS-400 МРП специалистов из данных УПФР, появилась возможность работать непосредственно с БД КСПД по получению информации о состоянии лицевых счетов застрахованных лиц.
В ПТК СПУ реализуются следующие функции:
Ввод данных (анкеты) о вновь застрахованных лицах;
Открытие индивидуальных лицевых счетов (ИЛС);
Выдача данных (выписка) о состоянии лицевого счета для назначения пенсий;
Сбор и разнесение индивидуальных сведений по ИЛС застрахованных лиц;
Ввод данных из "АРМ страхователя" о платежах предприятий и сверка данных персонифицированного и бухгалтерского учета;
Группировка ИЛС по управляющим компаниям;
Корректировка и перерасчет страховой части пенсий для работающих пенсионеров;
Сбор и разнесение по ИЛС данных о предоставленных медицинских услугах неработающим пенсионерам и другое.
По мере расширения функций Пенсионною фонда РФ будет расти и перечень задач, решаемых ПТК СПУ.
В связи с тем, что вышеперечисленные программные комплексы разработаны и сопровождаются службами информационных технологий Пенсионного Фонда Российской Федерации, новые версии программного обеспечения регулярно передаются в региональные Отделения ПФР для дальнейшего распространения па уровень Управлений ПФР.
2. АРМ страхователя разработано службами информационных технологий Пенсионного фонда РФ и на районном уровне функционирует с 1993 года. БД АРМ страхователя содержит информацию о физических и юридических лицах и позволяет организовать учет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сверку с данными бухгалтерского и персонифицированного учета.
Данные в АРМ страхователя заносятся при регистрации страхователя (юридические лица), перерегистрации или ликвидации предприятия. Аналогичная БД ведется по предпринимателям (физические лица).
Данные в электронной или бумажной форме об уплате страхователями единого социального налога передают в Управления ПФР налоговые службы и органы казначейства районного уровня или централизованно из ОПФР, предварительно получив их из республиканского казначейства и разносят по районам. Ввод данных осуществляется либо в ручном режиме, либо с использованием специальной программы-приложения, которая переносит данные из формата, используемого республиканским казначейством, в БД АРМ страхователя в автоматизированном режиме.
Эти данные служат основой для расчета пенсионного питала застрахованных лиц и размера пенсии застрахованных лиц, выходящих на пенсию.
АРМ страхователя установлен в каждом Управлении ПФР и эксплуатируется службами персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами.
Программное обеспечение АРМ страхователя сетевое позволяет одновременно работать нескольким сотрудникам с БД. В небольших районах, где количество страхователей небольшое, используется один ПК. В средних и крупных районах программное обеспечение и БД АРМ страхователя помещены на сервер.
АРМ страхователя работает в нескольких режимах и позволяет осуществлять:
Ввод и корректировку данных о страхователе;
Ввод данных о платежах (в автоматизированном или ручном варианте в зависимости от Управления ПФР);
Прием отчетов от страхователей (форма АДВ-П);
Формирование файла данных в специальном формате для загрузки в БД ПТК СПУ страховых и накопительных сумм взносов по каждому страховщику с учетом коэффициенте уплаты;
Подготовку и выдачу на печать большого количества статистической отчетности для вышестоящих органов и работы со страховщиками специалистов Управлений ПФР.
В Отделении ПФР находится региональная БД по страхователям, которая регулярно обновляется путем пересылки районных БД и концентрации их на сервере. Это позволяет получать необходимую статистическую отчетность для работы как на уровне отделения, так и для подготовки отчетов в ПФР.
За сохранность БД страхователей отвечает администратор БД, назначаемый приказом по Управлению ПФР. Как правило, это сотрудник службы автоматизации, который регулярен проводит копирование БД на магнитный носитель, восстанавливает БД с копий в случае ее порчи, получает из Отделения ПФР обновленные версии программного обеспечения: устанавливает их на сервер, подготавливает БД для передачи в Отделение ПФР (ежемесячно) с использованием КСПД.
Для нормального функционирования программного обеспечения АРМ страхователя необходимы рабочие станции типа PII, Celeron 333 и выше. Характеристики сервера зависят от объема БД и количества подключенных рабочих станций. Программное обеспечение функционирует в операционной среде DOS. В операционной среде Windows 98/2000 функционирует как DOS-приложение.
БД отрытая, что позволяет специалистам службы информационных технологий Отделения ПФР писать приложения, имеющие возможность корректировать информацию БД или обрабатывать ее нестандартным образом, не предусмотренным в АРМ страхователя.
3. АРМ по назначению и выплате пенсий. Пенсионная реформа ставит новые требования к программным комплексам назначения и выплаты пенсий, которые должны иметь сопряжение с базой персонифицированного учета и обеспечивать совершенно новую технологию назначения и выплаты пенсий. Все программные комплексы для назначение и выплата пенсий разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации о трудовых и государственных пенсиях и нормативными актами и предназначены для специалистов районного или городского отдела по назначению и выплате пенсий УПФР и не требует от специалиста по назначению и выплате пенсий специальных знаний в области компьютерной техники.
Большинство территориальных Отделений ПФР в своей работе используют программный комплекс по назначению и выплате пенсий разработки ФГУП "ИМИ" г. Москва. Кроме этого, функционируют программные комплексы, разработанные специалистами ООО "Эксперт" г. Уфы и информационными службами Пенсионного фонда РФ.
Данные программные комплексы сертифицированы и утверждены Пенсионным фондом Российской Федерации как базовые для работы с пенсионерами.
Программный комплекс ФГУП "ИМИ" работает в сетевом режиме и позволяет полностью осуществлять весь цикл работ по назначению, перерасчету, корректировке и выплате пенсий с выдачей всей необходимой статистической и бухгалтерской отчетности.
Программный комплекс разработан в среде CLIPPER 5.01. Для нормального функционирования программного обеспечения необходимы рабочие станции типа PII, Celeron 333 и выше. Характеристики сервера зависят от объема БД и количества подключенных рабочих станций. Программное обеспечение функционирует в операционной среде DOS. В операционной среде Windows 98/2000 функционирует как DOS-приложение.
Данные о заявлении пенсионера на назначение или перерасчет пенсии Б электронной форме поступают в "АРМ по назначению и выплате пенсий" из АРМ "Клиентская служба". Затем формируется соответствующий запрос в электронном виде для получения выписки из БД ПТК СПУ. "Выписка", содержащая сведения с лицевого счета о застрахованном лице, в специальном электронном формате загружается в АРМ по назначению и выплате пенсий. Ввод данных, недостающих для назначения или перерасчета пенсий, осуществляется в ручном режиме.
АРМ по назначению и выплате пенсий выполняет следующие функции:
Назначение и перерасчет пенсии;
~ расчет стажа, средней зарплаты и повышений;
Печать документов для пенсионного дела;
Ведение картотеки пенсионных дел;
Ведение словарей и классификаторов;
Регистрация исполнительных документов по удержаниям и доплатам;
Ежемесячный расчет сумм к выплате (пенсий) с учетом удержаний и доплат;
Выдача выплатных и сопроводительных документов для выплаты пенсий через отделения связи и отделения Сбербанка;
Формирование платежных поручений для расчетов со Сбербанком и узлом связи;
Учет выплаты пенсий, алиментов и доплат;
Массовый перерасчет пенсий (индексаций);
Формирование форм статистической отчетности;
Сервисное обслуживание;
Подготовка запроса в НТК СПУ для получения информации с ИЛС застрахованного лица.
БД по пенсионерам регулярно направляется в Отделение из УПФР и концентрируется на сервере. Наличие региональной БД позволяет управлению организации назначения и выплаты пенсий вести работу по письменному и устному обращению граждан вне зависимости от их места проживания и получать необходимую статистическую информация как для текущей работы на региональном уровне, так и для отчетов в ПФР.
За сохранность БД пенсионных дел отвечает администратор БД УПФР. Администратор БД еженедельно (ежемесячно) проводит копирование БД на магнитный носитель, восстанавливает БД в случае аварийного разрушения БД, получает из Отделения ПФР и устанавливает новые версии программного обеспечения, подготавливает БД для передачи в Отделение ПФР (ежемесячно).
4. АРМ "Клиентская служба" разработано при участии сотрудников Управления информационных технологий Отделения ПФР по Республике Татарстан и предназначено для автоматизации деятельности специалистов клиентских служб по приему населения.
Создание АРМ "Клиентская служба" преследовало следующие основные цели:
1. Создание автоматизированного рабочего места по ведению базы данных обращений населения, обеспечивающей взаимодействие со всеми информационными ресурсами Пенсионного фонда, необходимыми для оперативного решения задач в разделах:
Назначение, перерасчет и выплаты пенсий;
Персонифицированный учет;
Конвертация пенсионных прав;
Социальные программы;
Медицинское страхование;
Инвестирование;
2. Создание единого стандарта обработки обращений населения.
3. Обеспечение контроля за сроками исполнения дел по любым типам обращений.
4. Повышение качества и эффективности приема населения.
Разработка программы и опытная эксплуатация прошли в 2001 году. Основные задачи на первом этапе внедрения были направлены на повышение качества обслуживания пенсионеров. Все многообразие вопросов и сложность пенсионного законодательства нашли отражение в разделах и подразделах тематик, причин обращений и категорий обратившихся.
В связи с введением в действие федеральных законов по реформированию пенсионной системы значительно увеличилось число граждан, обращающихся в органы пенсионного фонда, существенно изменилась тематика обращений. Кроме пенсионеров, по вопросам нового пенсионного законодательства обращаются застрахованные лица, страхователи-работодатели, неработающие граждане. Все это потребовало организовать работу с обращениями граждан на качественно новом уровне, совершенствовать формы и методы работы на основе современных программно-технических средств.
С 2003 года функции клиентской службы начали существенно расширяться в части приема новых категорий обратившихся - застрахованных лиц, страхователей (предприятий). В программе появились разделы по персонифицированному учету, по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц, социальной программе, медицинскому страхованию, инвестированию.
Программный комплекс АРМ "Клиентская служба" состоит из пяти программ, позволяющих:
1) подготовить справочник пенсионеров на основе программы назначения и выплаты пенсий;
2) вести работу специалисту клиентской службы;
3) получить отчеты по работе клиентской службы;
4) получить необходимые реестры и статистические отчеты по выбору управляющей компании (УК);
5) выполнять администрирование БД.
АРМ "Клиентская служба" работает в многопользовательском режиме (сетевой вариант). Программное обеспечение разработано в CLARION for Windows, поэтому функционирует в операционной среде Windows 98/2000.
С использованием программного комплекса специалист клиентской службы:
1) организует ежедневный прием граждан по пенсионным вопросам;
2) выполняет регистрацию заявлений граждан и прием документов по вопросам:
Перерасчета и выплаты пенсий;
Первичного назначения пенсий;
Перевода пенсий на другой вид или ее продление;
Снятия пенсионных дел с учета в связи с выездом за пределы района;
Регистрации прибывших пенсионных дел и постановка на учет;
Выплаты пособий на погребение и выдачу недополученных пенсий (оформление документов и распоряжений на
Выдачи пенсионной книжки застрахованного лица;
3) проводит учет и контроль этапов первичного назначения пенсий;
4) проводит ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный учет и анализ обращений граждан.
По персонифицированному учету программа позволяет вести учет приема страхователей и регистрировать обращения:
На предмет анкетирования и выдачи страхового свидетельства, обмена и выдачи дубликата;
О состоянии индивидуального лицевого счета, объединения ИЛС и актуализации адресной части.
По медицинскому страхованию регистрируются обращения:
По вопросу качества медицинского обслуживания;
Несогласие с объемом предоставленных услуг и взимания дополнительной платы за оказанные услуги.
По инвестированию программа позволяет регистрировать обращения:
По выбору инвестиционной компании;
О состоянии накопительной части и доходах от инвестирования;
Об определении наследников на накопительную часть и выплате накопительной части в случае смерти застрахованного лица.
Планируется расширение функциональных возможностей АРМ "Клиентская служба" для непосредственной работы со всеми базовыми программными комплексами, эксплуатируемыми в регионе.
БД по обращениям в клиентскую службу регулярно собирается в Отделении ПФР и позволяет получать статистическую отчетность и анализ в разрезе региона для использования в отделении и подготовки отчетов в ПФР.
Программный комплекс используется также в трансфер-агент-центрах, организованных на базе отделений банков и крупных предприятий, для приема заявлений о выборе инвестиционного портфеля - управляющей компании (УК). АРМ "Клиентская служба" дает возможность собрать единую региональную базу заявлений о выборе УК.
АРМ "Клиентская служба" позволяет существенно улучшить качество приема и контроль за решением вопросов по обращению пенсионеров и населения.
Для всех перечисленных программных комплексов разработаны дополнительные средства подготовки отчетной информации в Управлениях ПФР и оперативная передача в Отделение ПФР с возможностью получения сводных отчетов по региону.
Программные комплексы, эксплуатируемые в Отделениях ПФР, постоянно развиваются. Происходит совершенствование системы управления Пенсионным фондом РФ, и программное обеспечение приводится в соответствие с новыми функциональными нагрузками. Взаимосвязь между программными комплексами осуществляется на уровне БД, т.е. отдельная информация перекачивается из одной БД в другую. Это условие позволяет считать, что имеется единая система хранения и обработки информации об объектах, с которыми работают структуры ПФР.
Наряду с вышеперечисленными программными комплексами функционирует большое количество программ вспомогательного характера, среди которых можно отметить следующие программы, разработанные как службой информационных технологий, так и приобретенные или переданные из Пенсионного фонда Российской Федерации.
"1C: Предприятие", состоящее из разделов: бухгалтерия; зарплата и кадры; бюджет, и позволяющее осуществлять ведение всех бухгалтерских операций как в Отделении ПФР, так и в Управлениях ПФР.
АРМ "Контроль исполнения", позволяет регистрировать входящую и исходящую документацию и контролировать прохождение документов в подразделениях Отделения ПФР.
АРМ ""Обращения граждан", позволяет регистрировать письменные и устные обращения граждан и формировать статистическую отчетность.
АРМ "Конвертация пенсионных прав", производящее формирование БД для подсчета пенсионного капитала застрахованных лиц на 1 января 2002 года.
Юридические консультационные программы "Гарант" и "Консультант Плюс".
АРМ "Кадры" - для управления кадрами Отделения ПФР.
Программа "Стажер" - для обучения вновь принимаемых специалистов и другие.
Для информирования населения о своей деятельности, законах, инструктивных материалов и т.д. в Пенсионном фонде Российской Федерации и во многих его отделениях функционируют Web-сайты.
В связи с необходимостью унификации работы с документацией планируется внедрить единую систему документооборота, реализованную на основе программного обеспечения Lotus Domino/Notes, разработанного компанией IBM, которая позволит осуществлять следующие функции:
Обработка внутренней корреспонденции;
Обработка входящей и исходящей корреспонденции;
Формирование и исполнение поручений;
Контроль исполнительской дисциплины;
Согласование документов;
Информирование и сбор мнений сотрудников;
Контроль договоров и управление проектами;
Обеспечение работы сервисных служб;
Маршрутизацию, защиту и доставку информации;
Организацию архива;
Создание единого информационного пространства организации;
Автоматизацию деловых процедур, обеспечивающих эффективную работу офисов: организацию совещаний, заказ пропусков и другое;
Обеспечение информации внутри организации. Организация хранения, поиска и доступа к информации;
Реализация защищенного документооборота.
В результате реализации проекта планируется построить корпоративную систему документационного обеспечения, которая обеспечит:
Повышение исполнительской дисциплины;
Повышение скорости принятия решений, в том числе за счет оперативной передачи информации на соответствующие уровни управления;
Систематизацию хранения, доступа и поиска информации;
Безопасность передачи и хранения информации;
Сокращение накладных расходов, сопровождающих управленческую деятельность.
Эти цели будут достигнуты за счет:
Построения единого информационного пространства организации и поддержки функционирования рабочих групп;
Уточнения и развития существующей системы документационного обеспечения управления, включая управление поручениями и согласованием документов, ведение единого справочника организации и контрагентов, ведение шаблонов документов, резолюций и маршрутов и т.д.;
Автоматизации ряда деловых процедур, влияющих на продуктивность работы сотрудников и организации в целом (организация совещаний, контроль договоров, поиск информации, поддержка работы сервисных служб офиса и т.д.);
Упорядочивания информации, организации доступа к информации.
Предлагаемое решение планируется распространить на все подразделения Отделения ПФР и Управления ПФР.
В целях управления информационными технологиями в Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации созданы организационные структуры, осуществляющие и поддерживающие функционирование информационных технологий.
В Управлениях ПФР имеются службы информационных технологий, состоящие из одного специалиста в небольших районах, и групп или отделов в крупных Управлениях ПФР. Методологически они подчиняются начальнику Управления информационных технологий Отделения ПФР и отвечают за функционирование программных и технических комплексов в Управлении ПФР.
Контрольные вопросы:
1. Как вы понимаете систему управления информационным обеспечением?
2. Для чего необходим информационный обмен с застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?
3. Из каких программных комплексов состоит информационная основа пенсионной системы?
4. Назовите схему функционирования и решаемые задачи программных комплексов ПФР.
5. Что такое «АРМ»?
Работающим пенсионерам перерасчет производится с учетом страховых взносов, которые работодатель начисляет (уплачивает) за него в Пенсионный фонд России, и которые не учтены:
При назначении страховой пенсии по старости;
При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца;
При назначении страховой пенсии по инвалидности;
При переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности;
При предыдущем перерасчете.
В этих случаях перерасчет размера страховой пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда России в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года.
Перерасчет размера страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке один раз: в августе года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия.
Законодательством установлены максимальные значения индивидуального пенсионного коэффициента, которые учитываются при беззаявительном перерасчете страховой пенсии. Это значение зависит от того, формируются ли у пенсионера пенсионные накопления или нет:
Не свыше 3,0 - для пенсионеров, у которых в соответствующем году пенсионные накопления не формируются.
Кроме того, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до ее назначения, которые влекут увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования заявления.
Беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется в случае:
Достижения пенсионером возраста 80 лет. Применяется только к страховой пенсии по старости. Достижение возраста 80 лет позволяет установить размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере;
Изменения группы инвалидности. Применяется как к страховой пенсии по старости, так и к страховой пенсии по инвалидности. При этом повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости предусмотрена для инвалидов I группы.
ВАЖНО! Пенсия работающих пенсионеров будет ежегодно расти не только за счет увеличения стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты, но и благодаря традиционному ежегодному августовскому перерасчету.
Перерасчет средств пенсионных накоплений
Гражданам, продолжающим работать после назначения выплаты в виде накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты, или за которых после назначения таких выплат продолжают поступать в рамках Программы государственного софинансирования пенсий дополнительные взносы на формирование пенсионных накоплений, перерасчет производится 1 августа каждого года в беззаявительном порядке.
Перерасчет происходит исходя из:
Результатов инвестирования пенсионных накоплений гражданина;
Суммы поступлений, которые не были учтены при назначении срочной пенсионной выплаты или выплаты накопительной пенсии или предыдущей корректировке.
Перерасчет размера страховой пенсии по заявлению
Заявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения осуществляется в случае:
Изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении. При появлении у пенсионера нетрудоспособных иждивенцев устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности (учитывается не более трех нетрудоспособных иждивенцев);
Проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях);
Приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа. Устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости или по инвалидности;
Изменения категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенную фиксированную выплату;
Перерасчет размера фиксированной выплаты будет произведен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление со всеми необходимыми для такого перерасчета документами.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в связи с увеличением индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01.01.2015 (например, в связи с представлением дополнительных документов о стаже и заработке до 01.01.2002) принимается при условии одновременного представления необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Указанный перерасчет осуществляется с 1-го числа месяца следующего за месяцем, в котором принято заявление.
Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов
Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду с ними существуют так называемые нестраховые периоды - когда гражданин, как правило, не работает и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются. К таким периодам, например, относятся уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж и за них государство начисляет пенсионные баллы.
С 1 января 2015 года пенсионер, имеющий "нестраховые" периоды, в любое время может обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего "нестрахового" периода в страховой стаж.
Документы, подтверждающие соответствующие "нестраховые" периоды, определены законодательством. Например, для периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) сообщает сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.
При наличии в распоряжении территориального органа ПФР необходимых сведений представление гражданином документов не требуется.
Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются территориальным органом ПФР с учетом выбора для заявителя наиболее выгодного варианта его пенсионного обеспечения.
Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.
В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру (например: приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии), пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.
К нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных баллов, относятся:
Уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (баллы начисляются не более чем за 4 детей);
Прохождение военной службы по призыву;
Уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
Проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
Проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
Временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;
Служба и (или) деятельность (работа), предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан": прохождение гражданами Российской Федерации военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Стоит учитывать, что за перерасчетом пенсии могут обратиться в т.ч. граждане, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете, как правило, нет необходимости.
Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов происходит по заявлению пенсионера, которое ему (или его представителю) необходимо подать в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии (то есть по месту нахождения выплатного дела пенсионера).
Помимо заявления также понадобятся:
Документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ и др.);
Документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии (к примеру, для учета периода ухода за ребенком до возраста 1,5 лет - свидетельство о рождении, паспорт ребенка).
При направлении заявления в форме электронного документа с использованием "личного кабинета" на "Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)" и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.
Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.
Нестраховые периоды в первую очередь подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые есть в распоряжении территориального органа ПФР. Если эти сведения оказываются неполными либо отсутствуют, нестраховые периоды подтверждаются соответствующими документами.
Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера его страховой пенсии в сторону увеличения, если на то есть основания.
Основаниями для осуществления перерасчета размера страховой пенсии являются:
Наличие нестраховых периодов до 2015 года, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов;
Наличие нестраховых периодов начиная с 2015 года до даты назначения страховой пенсии, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов.
Приложение N 2
к Административному регламенту
предоставления Пенсионным фондом
Российской Федерации государственной
услуги по установлению страховых
пенсий, накопительной пенсии
и пенсий по государственному
пенсионному обеспечению,
утвержденному приказом
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от ____________ N ______
___________________________________________________________________________ (наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации) ЗАЯВЛЕНИЕ О ПЕРЕРАСЧЕТЕ РАЗМЕРА ПЕНСИИ 1. _______________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество (при наличии) страховой номер индивидуального лицевого счета ___________________________, принадлежность к гражданству _____________________________________________, проживающий(ая) в Российской Федерации: адрес места жительства ____________________________________________________ __________________________________________________________________________, адрес места пребывания ____________________________________________________ __________________________________________________________________________, адрес места фактического проживания _______________________________________ __________________________________________________________________________, номер телефона ____________________________________________,Пол (сделать отметку в соответствующем квадрате): муж. жен.
2. Представитель (законный представитель несовершеннолетнего или недееспособного лица, организация, на которую возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя, доверенное лицо) (нужное подчеркнуть) __________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя; наименование организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя и фамилия, имя, отчество (при наличии) ее представителя) адрес места жительства ____________________________________________________ __________________________________________________________________________, адрес места пребывания ____________________________________________________ __________________________________________________________________________, адрес места фактического проживания _______________________________________ __________________________________________________________________________, адрес места нахождения организации ________________________________________ __________________________________________________________________________, номер телефона _________________________________________, 3. Прошу произвести перерасчет размера ___________________________________________________________________________ (вид пенсии) по следующему основанию (сделать отметку (отметки) в соответствующем квадрате (квадратах):
Увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды
Увеличение суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год
Иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
Наличие (увеличение количества) нетрудоспособных членов семьи,
Находящихся на иждивении пенсионера;
Приобретение необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего
Севера и (или) приравненных к ним местностях и страхового стажа;
Переезд на новое место жительства в районы Крайнего Севера
Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду с ними существуют так называемые нестраховые периоды - когда гражданин как правило не работает и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются. К таким периодам, например, относятся уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж и за них государство начисляет пенсионные коэффициенты.
С 1 января 2015 года пенсионер, имеющий «нестраховые» периоды, в любое время может обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего «нестрахового» периода в страховой стаж.
Документы, подтверждающие соответствующие «нестраховые» периоды определены законодательством. Например, для периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) сообщает сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.
При наличии в распоряжении территориального органа ПФР необходимых сведений, представление гражданином документов не требуется.
Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются территориальным органом ПФР с учетом выбора для заявителя наиболее выгодного варианта его пенсионного обеспечения.
Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.
В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру (например: приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии), пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.
К нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных коэффициентов, относятся:
- уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (коэффициенты начисляются не более чем за 4 детей);
- прохождение военной службы по призыву;
- уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
- временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;
- служба и (или) деятельность (работа), предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»: прохождение гражданами Российской Федерации, военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Стоит учитывать, что за перерасчетом пенсии могут обратиться в т.ч. граждане, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете, как правило, нет необходимости.
Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов происходит по заявлению пенсионера, которое ему (или его представителю) необходимо подать в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии (то есть по месту нахождения выплатного дела пенсионера).
Помимо заявления также понадобятся:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ и др.);
- документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии (к примеру, для учета периода ухода за ребенком до возраста 1,5 лет - свидетельство о рождении, паспорт ребенка).
При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.
Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.
Нестраховые периоды в первую очередь подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые есть в распоряжении территориального органа ПФР. Если эти сведения оказываются неполными либо отсутствуют, нестраховые периоды подтверждаются соответствующими документами.
Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера его страховой пенсии в сторону увеличения, если на то есть основания.
Основаниями для осуществления перерасчета размера страховой пенсии являются:
- наличие нестраховых периодов до 2015 года, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов;
- наличие нестраховых периодов начиная с 2015 года до даты назначения страховой пенсии, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов.