Сколько человек работает пенсионный фонд. Нужен ли России Пенсионный фонд? С изменениями и дополнениями от

Прежде чем рассматривать структуру ПФР на примере Управления по советскому району г. Владивостока установим коротко какова же общая структура Пенсионного фонда в России.

ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

1) федеральный уровень -- ПФР (правление, исполнительная дирекция);

2) федеральные округа Российской Федерации -- управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

3) уровень субъектов Российской Федерации -- территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

4) местный -- городской (районный) уровень -- управления (отделения) ПФР в городах (районах).

Рис. 1.

Приступим к описанию Управления ПФР по Советскому району г. Владивостока, как местному органу Пенсионной системы. Содержание работы Управления разнообразно. Оно включает в себя самые различные по своему характеру виды работ, а именно: прием документов для назначения пенсий; назначение, перерасчеты, выплата пенсий; доставка пенсий; финансовое обеспечение пенсий; взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности; прием населения по пенсионным вопросам; работа с общественными организациями; ведение индивидуального (персонифицированного) учета; проверка соблюдения законодательства о пенсиях организациями всех форм собственности; организация и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и т.д.

Структура Управления представлена на рис.2.


Рис.2

Если рассмотреть чуть более детально данную схему, нужно отметить, что согласно штатному расписанию структура Управления выглядит следующим образом:

Руководство: начальник Управления; заместитель начальника Управления - 2 должности; главный специалист-эксперт (юрисконсульт); ведущий специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству); специалист-эксперт (по ведению делопроизводства).

Финансово-экономическая группа: главный бухгалтер -руководитель группы; главный специалист-эксперт - 2 должности.

Отдел назначения и перерасчета пенсии (ОНПП): начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный специалист-эксперт - 2 должности; ведущий специалист-эксперт; специалист-эксперт - 3 должности; старший специалист - 3 должности.

Отдел выплаты пенсий: начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный специалист-эксперт; ведущий специалист-эксперт - 3 должности; старший специалист - 2 должности.

Отдел персонифицированного учета: начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный специалист-эксперт - 1 вакансия; ведущий специалист-эксперт - 2 должности; специалист-эксперт - 6 должностей; старший специалист - 1 должность.

Отдел администрирования страховых взносов и взыскания задолженностей: начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный специалист-эксперт - 2 должности; ведущий специалист-эксперт - 2 должности; специалист-эксперт - 5 должностей и 1 вакансия; старший специалист - 2 должности.

Группа оценки пенсионных прав застрахованных лиц: руководитель группы; ведущий специалист- эксперт; специалист-эксперт - 2 должности.

Группа автоматизации: главный специалист-эксперт (по автоматизации) - 2 должности.

Административно-хозяйственная группа: руководитель группы; заведующий хозяйством; водитель автомобиля.

Клиентская служба (на правах отдела): начальник отдела; заместитель начальника отдела; ведущий специалист-эксперт; специалист-эксперт - 3 должности; старший специалист - 5 должностей.

Структура отдела, представлена на примере клиентской службы:


Рис.3.

В виду постоянного увеличения объема работы и организационной потребности в новом персонале, штатное расписание пересматривается по мере необходимости, вносятся коррективы и объявляется, либо внутренний конкурс, либо дается объявление об открытой вакансии, в табл. 2 отражено в динамике изменение количественного состава управления, начиная с 2008 года. Все данные представлены на декабрь месяц текущего года:

Согласно данным таблицы можно сделать следующие выводы:

Полностью количественный набор персонала не был удовлетворен, за исключением 2010 года, но наполняемость почти 90-95% и это не может не вызывать положительный эмоций;

В Управлении развит внутренний источник набора персонала, что дает перспективы карьерного роста своим сотрудникам;

В основном, объявления об открытой вакансии выпускались на должность старшего специалиста, либо специалиста эксперта.

На днях глава россиянской Федеральной налоговой службы встретился с президент-чекистом и доложил о том, сколько налогов собрал, и насколько эти сборы выросли только за прошедший год. В предыдущие годы, можете не сомневаться, налоговые сборы тоже увеличивались. Итак, по итогам года в консолидированный бюджет поступило 17,3 трлн рублей - почти на 20%, или на 2,9 трлн больше, чем в 2016 году. В том числе в федеральный бюджет поступило 9,2 трлн или на 32% больше. Для лучшего понимания, что такое эти 32% - это 2,23 трлн дополнительных средств, которые можно было использовать на самые различные цели.

Но насколько она велика, если взглянуть на нее, например, с точки зрения выплачиваемых государством пенсий? В качестве официального оправдания повышения пенсионного возраста можно регулярно слышать, что вот, дескать, средств Пенсионного фонда не хватает, и правительство вынуждено перечислять в него дополнительные средства. На текущий год трансфертные платежи на страховые пенсии запланированы на уровне 1,9 трлн рублей. Иными словами, в прошлом году только прирост сбора федеральных налогов Налоговой службой превысил величину этих трансфертов более чем на 300 млрд рублей.

В РФ насчитывается примерно 40 миллионов пенсионеров. Дополнительные 300 миллиардов - это примерно 7500 рублей в год на каждого пенсионера или 625 рублей в месяц. На этом фоне целая 1000 ежегодно обесценивающихся на величину инфляции рублей в месяц, которые путинское правительство обещает пенсионерам за повышение пенсионного возраста на 5-8 лет, выглядят жалкой подачкой.

Наверняка найдутся люди, которые скажут, что налоги выросли по удачному стечению обстоятельств, и на это нельзя рассчитывать в будущем. Но проблема заключается в том, что у путинского правительства напрочь отсутствует способность к стратегическому планированию. Иначе как можно объяснить тот факт, что погрешность составления федерального бюджета на год в его доходной части превышает 15%. Хотя, собственно говоря, колониальной администрации стратегическое планирование и не нужно. Его задача - собрать внезапно свалившиеся дополнительные средства и разместить их в “резервный фонд”, состоящий из якобы ценных бумажек, выпущенных западными “партнерами”, а на деле хозяевами.

Что же касается “удачного стечения обстоятельств”, то налоговая служба еще больше увеличит сбор налогов и в этом, и в следующем году. Не для того создаются все новые средства автоматизированного контроля за бизнесом и частными лицами, чтобы налоги вдруг снизились. И новый налог на дачные сортиры - яркий тому пример. Если налоги вдруг перестанут расти, то придумают налоги с окон, с дыма из труб, с проезда по мостам, да хоть с воздуха, наконец. Поле для фантазии здесь ничем не ограничено.

Есть лишь одна проблема. Как свидетельствует все та же налоговая служба “поступления НДФЛ - 3,3 трлн рублей с ростом на 7,7% и это выше роста заработной платы, она в 2017 году выросла на 6,7%”. Налоги, даже подоходные, растут быстрее заработной платы. С той “поддержкой” малого и среднего бизнеса, которую демонстрирует путинское правительство, рост налогового бремени может уже в ближайшей перспективе происходить и на фоне снижения, а не роста заработной платы.

В качестве справки: в штате Пенсионного фонда России числится 121670 человек. Расходы ПФР на собственное содержание составляют 111,7 млрд рублей в год. При средней россиянской пенсии равной 14137 рублям в месяц содержание каждого сотрудника ПФР плательщикам пенсионных взносов - будущим пенсионерам обходится в 918 тысяч рублей в год или 76500 рублей в месяц, что примерно в два раза выше величины средней заработной платы по стране.

В финансовой отрасли является очень важным. Именно благодаря ему происходит перераспределение национального дохода в разных социальных системах. Если интересует, как работает эта организация, необходимо понимать, что ПФР - это централизованная система. Она распределяет и собирает денежные средства.

Организация обеспечивает необходимый уровень жизни граждан. ПФР - это учреждение, которое выплачивает пособие людям. Они по каким-либо причинам не могут обеспечивать себя. Не многих интересует, из чего состоит организация. Но, ознакомившись с основными принципами о работе, можно понять, как осуществляется распределение средств.

Принципы работы

Федерации представлен в виде организации, которая осуществляет финансовую поддержку людей, входящих в социальную категорию. Молодые люди, приступающие к работе, тоже должны перечислять взносы.

А пожилые люди, поскольку не могут продолжать работать, получают определенную сумму для жизни. ПФР - это вечный цикл, имеющий свои принципы работы. В этой структуре есть руководитель и сотрудники.

Страховые взносы

Работает благодаря национальным выплатам, которые считаются его доходом. Это служит основанием для открытия большого количества отделений. Важное место занимают специальные взносы и налоги. Их размер утверждается законом.

Самыми крупными расходами считаются пособия. Эта сумма настолько большая, что в управлении организации часто возникает вопрос о том, откуда брать деньги. Главным доходом являются страховые взносы. Ежемесячно работодатели перечисляют конкретные суммы, определяемые от заработной платы.

ПФР - это организация, которая все равно взыскивает выплаты, даже если они не уплачиваются добровольно. В этих случаях также взимаются пени, начисляемые за 1 день просрочки. Если имущество плательщика было арендовано на основе решения суда или были приостановлены финансовые операции, Пенсионный фонд только после этого подает запрос по поводу перечисления денег. Пеня за это время не взыскивается.

Виды взносов

Многие предприятия платят в фонд 22% от зарплаты. Некоторыми сотрудниками переводится 8%, например, научными работниками и ИТ-организациями.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями перечисляется 21%. Предприятия, выплачивающие общие взносы (22%) платят дополнительно 10% в бюджет ПРФ.

Работа с информацией

Пенсионным фондом выполняется работающих граждан страны. По реформе 2002 года, каждый работник должен иметь собственный накопительный счет. В него входит сумма в размере 16% от 22%, перечисляемых работодателями. Остальные 6% попадают в «общую копилку».

Оформление пенсий

Когда наступает пенсионный возраст, гражданину надо обратиться в территориальное отделение ПФ РФ. Сотрудниками будет выполнен расчет на основе сумм взносов, которые есть на личном счете. Также учитываются доплаты, утвержденные государством.

Поскольку деньги копились много лет, выполняется коррекция по уровню обесценивания. В итоге получается сумма пенсии конкретного гражданина. Потом создается пенсионный документ и платежные инструкции для выплаты средств.

В Пенсионном фонде периодически действуют разные программы. Одной из них является софинансирование. Действует она 10 лет. Гражданам предлагается самостоятельно инвестировать в свою накопительную пенсию по 12 000 рублей. Такая же сумма прибавляется государством. За 10 лет получается собрать 240 000 рублей, и увеличить накопительную часть на 1111 рублей. Могут действовать и другие виды программ, необходимо лишь участвовать в них.

Другие виды работ

Главной задачей фонда является выплата платежей гражданам, которые имеют на это право на основе действующего законодательства. Помимо этого, учреждение работает с вопросами предоставления материнского капитала.

Снижение уровня рождаемости приводит к уменьшению количества работоспособного населения, а это становится причиной недостаточного наполнения ПФ РФ. Это происходит из-за получения гражданами неофициальных зарплат. Из-за этого государством увеличиваются страховые отчисления предприятий.

Что значит ПФР для пожилых людей?

Как должен работать Пенсионный фонд России? ПФР считается самостоятельной организацией. Учреждение должно перечислять страховые взносы, финансировать людей, которым требуется социальная защита. Его обязанностью является сбор денежных средств с граждан, виновных в причинении ущерба коллегам и прочим людям страны.

Когда человек получает травму, из-за чего он не может работать, фонд должен платить пенсию. Кроме этого, сотрудниками ПФР обязательно контролируется своевременное получение страховых взносов, а также их грамотный расход.

Виды платежей

Средства Пенсионного фонда России используются для выплаты пенсий, служащие компенсацией зарплаты людям, которые не могут работать. В нашей стране существует несколько вариантов таких платежей.

Трудовая пенсия выдается женщинам от 55 лет, а мужчинам - от 60. Начисление пенсии происходит в том случае, если стаж равен 5 годам. Также ПФР выдает пенсию по инвалидности и по потере кормильца.

Структура

Главным отделом фонда является Правление. К нему относят главный функциональный орган - Исполнительную дирекцию. Последняя выполняет работу с остальным отделениями, которые есть на территории страны. К ним же относят административно-территориальные и государственные образования. Они располагаются в областях.

Управление пенсионного фонда России состоит из городских и районных структур. Они собирают деньги по страхованию, работают над региональными программами, выполняют контроль за средствами. Именно они осуществляют взаимодействие с гражданами. Кроме ПФ РФ, по вопросам пенсий работает Министерство связи и труда. Организация выполняет назначение, перераспределение и доставку средств для выплат.

Правлением осуществляется формирование отчетов о задачах, бюджета, расходов. Оно действует на основе законодательства, а также принятого бюджета. Руководитель ПФР - Антон Дроздов. Он признан заслуженным деятелем РФ.

Проблемы фонда

По причине кризиса 2008 года фондом прекратились некоторые выплаты. Чтобы устранить подобные проблемы, стали использоваться некоторые меры. Хотя и получилось восполнить недостаток средств, но в 2009 году появилась такая же проблема. В 2010-2011 гг. наблюдалось то же самое.

Каждое отделение Пенсионного фонда России работало над преодолением кризиса. Поскольку увеличивается число людей, которым надо выплачивать пособия, несбалансированность работы филиалов организации становится причиной ухудшения ситуации.

Для нейтрализации проблем государством увеличивается количество средств, которые перечисляются в ПФР. Укреплена работа с налоговой и службой по сбору взносов. С 2010 года действуют страховые принципы, относящиеся к области выплаты социальных средств. Вместо единого налога стали платить специальные платежи. Это позволило восстановить работу фонда, улучшить эффективность.

Роль пенсионной реформы

На сегодняшний день в России функционирует пенсионная система накопительного вида. С ее помощью получится регулировать накапливаемые деньги, которые будут выдаваться людям в старости. Размер выплат определяется от того, какое время работал человек, перечислял ли работодатель платежи. Благодаря этому снижается расходная часть организации.

Перечисляемые работодателем средства не поступают на пособия пенсионерам в настоящий момент. Деньги накапливаются, а когда у пенсионера не будет возможности работать, то ему будет выплачиваться пособие в установленном размере.

Накопительная система удобнее, чем распределительная. Причиной этого является то, что средства пенсии признаны собственностью человека, а не государства. Этот принцип увеличивает надежность системы. Благодаря накопительному принципу экономика находится в норме, что является важной задачей ПФР.

Управление ПФР Москвы

В каждом субъекте РФ есть территориальный ПФР. По любым вопросам гражданам надо обращаться в организацию по месту жительства. Управление ПФР в Москве не одно, каждое из учреждений помогает жителям столицы и области решить все возникающие вопросы.

Главное отделение находится на Тверском бульваре, дом 18. График работы установлен следующий:

  • 9:00 - 17:45 ежедневно, кроме пятницы;
  • перерыв: 12.30 - 13.00.

Кроме главного учреждения, есть и другие московские отделения ПФР, открытые для приема граждан. Как видно, структура ПФР не такая сложная. Важным в работе организации является то, насколько честно граждане выплачивают взносы. Если будет то средства перечисляются в бюджет страны регулярно. Необходимо помнить, что фонд работает для защиты интересов граждан РФ.

Кроме государственных сейчас есть и негосударственные фонды. В каждом из них предлагаются свои программы. Прежде чем присоединиться к какой-либо, необходимо ознакомиться с условиями. Работают фонды на основе заключения договоров.

Штат Пенсионного фонда России составляет 121 670 человек. За ним по численности сотрудников следует Social Security Administration в США, где работает в два раза меньше человек - 60 тыс. При этом население штатов более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

Японская пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек, штатными сотрудниками из них являются только 15 тыс. Между тем Япония по численности населения сходна с Россией.

Во время предыдущего кризиса журнал The Economist сравнил количество работников в крупнейших центробанках мира. Россия оказалась лидером этого антирейтинга - всего в ЦБ РФ трудились 71,2 тыс. человек. Для сравнения: в ФРС США - 19,9 тыс., в Японии - 4,9 тыс., в Китае - 2,5 тыс. По числу сотрудников ЦБ разрыв оказался еще больше (см. таблицу 2). Центробанки стали объектом сравнения по двум простым причинам: их функции во всех странах схожи, а деятельность открыта. Справедливости ради отметим: защитники ЦБ РФ тогда указывали на то, что в его структуре есть расчетно-кассовые центры, которых нет в системе ЦБ в других странах.

«Деньги» попытались проверить, можно ли сравнить численность работников других крупнейших госструктур. Подобных сравнительных исследований крайне мало из-за различий в функциях у госорганизаций в разных странах. Оказалось, что для еще одной, крайне значимой для финансовой системы страны структуры сравнение возможно. Это Пенсионный фонд России (ПФР), в котором работает больше 120 тыс. человек.

«Деньги» провели анализ служб, занимающихся пенсионным страхованием, распределением и администрированием государственных пенсий в крупнейших экономиках мира, а также в странах, экономически сопоставимых с Россией по тем или иным параметрам (ВВП на душу населения, общее историческое прошлое). ПФР в рейтинге «Денег» оказался на третьем месте по неэффективности (см. таблицу 1).

100 тысяч против одного компьютера

«Пенсионный фонд не имеет никаких функций. Все, что они делают, можно сделать с помощью компьютера через Ощадбанк (крупнейший госбанк Украины.- «Деньги»)». Такое мнение полгода назад высказал о деятельности Пенсионного фонда Украины, в штате которого числятся 36 тыс. чиновников, известный шведский экономист Андерс Ослунд. С функциями фонда спокойно справилась бы 1 тыс. человек, уверен он. Ослунд имеет право на такое заявление, ведь в его родной Швеции в пенсионной службе трудится именно 1 тыс. человек.

Но лидер по количеству пенсионных чиновников не Украина, а Россия (см. диаграмму 1). Штат ПФР - 121 670 человек. Следующая по численности служба - Social Security Administration в США - в два с лишним раза меньше по количеству сотрудников. При этом население США (321,2 млн) более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

Штат сотрудников ПФР превышает численность шведской, наиболее эффективной пенсионной службы, в 122 раза. Как сказал «Деньгам» Ослунд, если экстраполировать опыт Швеции на Россию, нормальный штат для ПФР не должен превышать 14 тыс. человек.

В Японии, стране со сходной с Россией численностью населения (126,7 млн), пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек. Причем из них штатными сотрудниками являются лишь 15 тыс., остальные работают по временным контрактам.

В ответ на запрос «Денег» в ПФР об объеме штатов фонд предсказуемо указал на естественное ограничение нашего сравнения. «Сравнивать можно организации, которые идентичны по своему функционалу и количеству обслуживаемых граждан,- ответили представители ПФР.- Вряд ли можно найти организацию, которая совмещает в себе сегодняшние функции ПФР и имеет столь большую клиентскую базу. ПФР занимается не только выплатой пенсий, он сопровождает человека от самого рождения. ПФР сегодня - это не только выплата пенсий 42 млн пенсионеров и социальных выплат 18 млн граждан. Это еще и учет пенсионных прав 100 млн россиян, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов. И выдача сертификатов на получение материнского капитала, а также его выплата».

Однако за рубежом соответствующие службы часто выполняют весь комплекс функций социальной защиты населения, включая, например, выплаты по безработице, переподготовку кадров и т. д. То есть зачастую более функциональны, чем ПФР, и часто совмещают функции министерства труда и ПФР.

В ответ на запрос «Денег» о возможности слияния функций этих двух организаций в Минтруда заявили, что не считают это целесообразным. Известно также, что правительство РФ последовательно отвергает предложение вернуть Федеральной налоговой службе функции администрирования страховых взносов. Последнее, пожалуй, удивительно: они взимаются с той же базы, что и НДФЛ, налицо явное дублирование функций, принуждение налогоплательщиков к излишней отчетности и издержкам.

Учет пенсионных прав, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов - все это чаще всего делается и другими пенсионными службами. Например, в той же Японии получателями пенсий и социальных платежей являются 39,4 млн человек, а застрахованы практически все работники - 67,4 млн.

Впрочем, разница между обработкой данных и расчетом будущих пенсий по 10 млн и 100 млн работников не столь уж высока. Даже допотопный «компьютер Ослунда» делает и ту и другую работу приблизительно за одно и то же время. Это заставляет японское общество постоянно критиковать разрастание бюрократии. Проигрыш на выборах в 2007 году правящей Либерально-демократической партии был отчасти связан с критикой неэффективности пенсионной службы, которая потеряла учетные данные миллионов пенсионеров.

В ПФР нарушений не меньше, чем в Японии, несмотря на куда большую численность сотрудников. Счетная палата РФ неоднократно их выявляла. Из недавних - многомиллиардные траты на де-факто бесполезную автоматизированную информационную систему (АИС ПФР-2). Аудитор СП РФ Владимир Катренко назвал ее «справочным приложением к достоверным результатам ручного бумажного труда». Или даже бардак в подсчете самой численности сотрудников ПФР. «Не совпадают данные по числу сотрудников в системе ПФР: по данным паспортов недвижимого имущества, в территориальных органах трудится 125 631 человек, а по информации актуализированного в ручном режиме Комплексного решения - на 2701 человека меньше»,- отмечается в докладе СП.

В ответ на наш запрос в СП РФ рассказали, что некоторые указанные нарушения устранены, а по другим аудиторы планируют проверку в ноябре 2015-го.

Раздутый штат сотрудников ПФР - благодатная почва для различных махинаций. Например, мы не знаем, сколько из почти 122 тыс. сотрудников реально работают в фонде, а сколько - мертвые души, не работающие, но получающие зарплату от налогоплательщиков. И это не голословное утверждение. В марте руководитель одного из подразделений Пенсионного фонда по Москве и Московской области и его сообщники использовали данные своих родственников и знакомых для фиктивного оформления на работу в отделение ПФР. Случай далеко не единичный - трудоустройство мертвых душ в ПФР недавно зафиксировано и в Казани. Впрочем, мертвые души - бич не только ПФР, а всей госслужбы.

Армия трудящихся ПФР требует еще и миллионов квадратных метров рабочих мест. Отсюда колоссальные траты на офисные здания (расходы ПФР на объекты недвижимости в период 2013-го - два месяца 2015-го составили более 14 млрд руб.). При этом нормативы ПФР роскошны: по данным СП, в среднем на работника ПФР приходится 17,4 кв. м площади. Не забываем, что цифры средние. Простые работники обходятся меньшим, ну а руководство - большим. Впрочем, даже средний показатель чудовищно раздут. Для федеральных органов госвласти действует утвержденный правительством норматив в 9 кв. м площади на одного сотрудника. По стандартам, установленным СанПиН (санитарные правила и нормативы), рабочее место сотрудника с компьютером с ЖК-монитором не должно быть меньше 4,5 кв. м.

Привыкших к простору сотрудников ПФР вряд ли оправдает обширность территории и суровый климат. В Канаде, где климат не менее суров, а территория почти так же обширна, с администрированием пенсий и социальных выплат благополучно справляются около 9 тыс. человек, служащие в профильном отделе департамента занятости и социального развития.

Хранителей пенсий на душу

Из диаграммы 1 видно, что страны с большим (США) или сопоставимым с Россией населением (Япония) справляются с задачами пенсионного обеспечения значительно меньшим числом сотрудников, чем наша страна. Это объясняется тем, что увеличение числа пенсионеров не требует пропорционального увеличения штатов. Тем не менее мы решили исследовать эффективность пенсионной службы, устранив параметр численности населения.

Россия тут заняла пятое место (диаграмма 2). При этом все верхние места (за исключением Ирландии) заняли бывшие страны советского лагеря и одна экс-республика СССР (Украина).

Лидером по неэффективности при таком способе измерения стала Польша, где на миллион населения приходится 1,2 тыс. сотрудников (Россия немногим лучше - 832 сотрудника). Структура польской пенсионной службы - Zaklad Ubezpieczen Spolecznych - реликт хорошо знакомого экономистам постсоветского рынка труда. Последний характеризуется нежеланием сбрасывать ненужные рабочие места в госсекторе, компенсируя неэффективность низкими зарплатами низового персонала.

«В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин)»,—отмечает экономист Ростислав Капелюшников. Польский ZUS - яркий пример такого подхода: 46 тыс. персонала на не самую большую и богатую страну ЕС - это, конечно, расточительство.

Квалификация персонала польского ZUS и особенности его состава напоминают российский Пенсионный фонд. Так, 86% персонала ZUS - женщины, почти половина сотрудников не имеет высшего образования, почти четверть - предпенсионного возраста (старше 50 лет). В ПФР тоже доминируют женщины (90%), почти четверть сотрудников тоже старше 50 лет, но образовательный уровень выше - высшее образование имеют 84%.

Преодолеть постсоветскую модель неэффективной занятости (характерную в рассматриваемом случае в Польше, Украине и России) сумел Казахстан. Штат Государственного центра по выплате пенсий составляет всего 3 тыс. человек. Опыт Казахстана важен для нас не только из-за культурной и исторической близости, но и потому, что в этой стране схожие с Россией показатели ВВП на душу населения.

Присутствие в верхних строчках таблицы 2 двух католических стран - Польши и Ирландии, возможно, намекает на культурные особенности, влияющие на рынок труда в целом и на службы социальной сферы в частности.

Методология и источники

Почему пенсионные фонды?

Функции государственных пенсионных служб во многих странах близки. В отличие от многих других госструктур, можно корректно сравнивать их численность и производительность труда. В ряде случаев они, впрочем, значительно отличаются, поэтому из рейтинга пришлось исключить, например, Великобританию. При формальном расчете пенсионная система этой страны оказывалась - с гигантским отрывом - лидером по эффективности.

«Деньги» выбрали четыре основных параметра для сравнения, а финальный рейтинг получили простым сложением мест в четырех субрейтингах.

Можно ли усовершенствовать расчеты?

Да, мы столкнулись с массой сложностей технических и методологических. В частности, далеко не по каждой стране доступна статистика по штату пенсионных служб и объему выплат, поэтому выбор стран в рейтинге ограничивался доступностью данной информации.

Какие источники были использованы?

Аргентина: Administracion Nacional de la Seguridad Social, www.anses.gob.ar.

Бельгия: Rijksdienst voor Pensioenen, www.onprvp.fgov.be.

Болгария: Национален Осигурителен Институт, www.nssi.bg.

Германия: Deutsche Rentenversicherung Bund, www.deutsche-rentenversicherung.de.

Грузия: Social Service Agency, ssa.gov.ge.

Ирландия: An Roinn Coimirce Soisialai, www.welfare.ie.

Италия: Istituto Nazionale della Previdenza Sociale, www.inps.it.

Казахстан: Государственный центр по выплате пенсий, www.gcvp.kz.

Канада: Human Resources and Skills Development Canada, www.esdc.gc.ca.

Нидерланды: Sociale Verzekeringsbank, www.svb.nl/int/nl/.

Польша: Zaklad Ubezpieczen Spolecznych, www.zus.pl.

Россия: Пенсионный фонд России, www.pfrf.ru.

США: Social Security Administration, www.socialsecurity.gov.

Тайвань: Bureau of Labor Insurance, www.bli.gov.tw.

Турция: Sosyal Guvenlik Kurumu, www.sgk.gov.tr.

Украина: Пенсионный фонд Украины, www.pfu.gov.ua.

Франция: Caisse Nationale d’Assurance Vieillesse, www.lassuranceretraite.fr.

Чехия: Ceska sprava socialniho zabezpeceni, www.cssz.cz.

Швеция: Pensionsmyndigheten, www.pensionsmyndigheten.se.

Япония: Nihon Nenkin Kikou, www.nenkin.go.jp.

Пенсионная производительность

Далее (диаграмма 3) мы проанализировали соотношение годового объема выплат и численность сотрудников пенсионной службы. Здесь ПФР находится на третьем месте по неэффективности. Впереди только Агентство социального обеспечения Грузии и Пенсионный фонд Украины.

Последнее понятно: это бедные страны с маленькими пенсиями. ВВП на душу населения в Грузии - $3,1 тыс., на Украине - $2 тыс. Средний размер пенсии в Грузии и на Украине почти одинаков, немногим более $75. У России показатель лучше только потому, что размер средней пенсии выше - чуть меньше $200.

Тем не менее если на сотрудника ПФР приходится в среднем чуть больше $800 тыс. выплат, то в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, где пенсии часто не выше, на одного сотрудника приходится более $1 млн выплат, а в наиболее развитых странах Западной Европы плюс США - свыше $10 млн.

Иными словами, в ПФР в смысле выплат на работника есть очевидный резерв роста производительности труда раз в 10-15.

Наконец, «Деньги» подсчитали численность работников пенсионных служб, приходящихся на количество пенсионеров и получателей социальных выплат (диаграмма 4). Она схожа с диаграммой 2: Россия занимает пятое место, пропуская вперед Польшу, Ирландию, Украину и Турцию, где большое число штатных сотрудников обслуживает относительно небольшое число пенсионеров и получателей социальных выплат.

ПФР и здесь далек от средних и тем более лучших образцов эффективности. Кроме того, знаменатель в отношении, а именно число получателей социальных выплат,- сомнительный показатель. В ПФР находились мертвые души не только среди сотрудников, есть они и среди пенсионеров. Например, подобный случай был выявлен недавно в Нефтекумске.

Кроме того, по некоторым данным, число получателей соцпомощи в отдельных российских регионах настолько выше средних по стране, что можно заподозрить масштабные злоупотребления в этой сфере.

«Когда мы занялись реформированием Пенсионного фонда в Грузии, мы обнаружили, что 30% пенсионеров не существуют,- вспоминал главный реформатор Грузии в 2004-2008 годах Каха Бендукидзе.- Полагаю, что у вас (на Украине.- «Деньги») также есть мертвые души». В этих и других (включая Казахстан) постсоветских странах проблема неэффективности госструктур находится в центре внимания, в России, увы, даже попытки ее обсуждения чаще всего сталкиваются с активным неприятием.

Таблицы

Диаграмма
1
Диаграмма
2
Диаграмма
3
Диаграмма
4
Сумма Место в
рейтинге
Польша 3 1 4 2 10 1
Украина 4 3 2 3 12 2
Россия 1 5 3 5 14 3
Ирландия 13 2 10 1 26 4
Турция 5 9 9 4 27 5
Аргентина 8 8 6 6 28 6
Чехия 12 4 11 10 37 7
Болгария 14 6 5 14 39 8
Грузия 19 7 1 13 40 9
Италия 7 10 16 8 41 10
Канада 11 11 12 7 41 11
Франция 10 12 15 9 46 12
Япония 6 13 14 15 48 13
США 2 17 20 12 51 14
Бельгия 17 14 17 11 59 15
Казахстан 16 18 8 19 61 16
Германия 9 16 19 18 62 17
Нидерланд
ы
15 15 18 16 64 18
Тайвань 18 20 7 20 65 19
Швеция 20 19 13 17 69 20