Взаимоотношения в семье с ребенком. Семейные отношения это «Каждый сам по себе» или разобщенная семья

И близкие люди, важней которых быть никого не может. Поэтому взаимоотношения в семье играют огромную, первоочередную роль в психическом развитии и благополучии каждого её члена.

Условно психологи разделяют семьи на благополучные и неблагополучные, постоянно сами себя поправляя: у каждой семьи свои проблемы. Чтобы свести проблемы к минимуму, изменить положение вещей в своём доме, необходимы элементарные базовые знания о психологии семьи и стремление создать благоприятную обстановку, в которой каждый смог бы развиваться по определённому природой пути, без помех и серьезных расстройств, комплексов, ошибочных представлений о мире, о себе и окружающих.

  1. Не закрывайте глаза на грубость, ставьте друг друга на место. А если это невозможно (имеются виду социально опасные случаи, например, в случае с мужем-алкоголиком), сведите общение с данным членом семьи к минимуму.
  2. Учитесь договариваться. Проговаривая проблему, мы даём понять партнеру, ребенку, родителю, что готовы обсудить пути решения, прийти к компромиссу. Так проявляется уважение друг к другу, без которого невозможно нормальное взаимоотношение в семье.
  3. Поощряйте взаимопомощь, отзывчивость, стремление проводить совместный досуг всевозможными способами (вам лучше знать, кто что любит, что вы можете сделать для каждого - этими сведениями стоит пользоваться). Особенно важно соблюдать это правило, чтобы построить взаимоотношения детей в семье. Если у вас их несколько, ставьте акцент на том, что они брат и сестра (братья или сестры), что роднее и ближе у них никого и никогда не будет. Повторяйте это постоянно, дети очень восприимчивы к словам родителей. С годами вы увидите подтверждение этому, ваши усилия и внимание даром не пройдут.
  4. Как вы проводите досуг, кстати, очень важно. По отдельности? Хорошо, но у вас должно быть и что-то общее, как у супругов, так и у родителей с детьми. Поход в парк, пиццерию, магазины, прогулки - все эти важные мелочи будут сплачивать вас, как никогда.
  5. Также важно наличие Если таковых нет, пора их придумать. Традиции нас объединяют, укрепляют союз между мужем и женой и связь с детьми (особенно важна и актуальна такая мера в отношении подростков). Поход к бабушке с дедушкой, собственный праздник, совместное приготовление любимого блюда, украшение новогодней ёлки - это может быть всё, что угодно. Лишь бы традиции соблюдались всеми. Не соблюдаются, пора придумать другие.
  6. Взаимоотношения в семье базируются, главным образом, на ролях и распределённых между вами обязанностях. Роли в вашей семье уже установлены. Папа - добытчик или душевный лидер. Мама - домохозяйка или бизнес-леди. А вот в случае с обязанностями всё сложней. Над уютом должны работать все. Один раз распишите, договоритесь, кто за что отвечает, и вы лишите семью самой распространённой причины для ссор.
  7. Поддерживайте любовь: в отношениях с супругом (супругой) и детьми. Она никуда не исчезает, чтобы по этому поводу не говорили. Если в семье есть уважение, понимание и верность, будет и любовь. А значит, ваши узы не разорвать случайными обстоятельствами и даже бедами. Вы вместе и вы сила. Ради этого стоит быть внимательным друг к другу! Никогда не забывайте уделять время на общение с ребенком и партнером, особенно с родителями (они также нуждаются в нас, как и мы в них, сколько бы времени не прошло с нашего рождения).

Взаимоотношения в семье требуют вашего постоянного участия, какую бы роль вы в ней не занимали. Не воспринимайте друг друга как нечто разумеющееся и вечное. Как только допустите такое отношение к любимым, семья начнёт рушиться. Подумайте, что из этого списка вы можете сделать для своих родных.

Каждая семья представляет собой малую социально-психологическую группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. Её социальная активность, структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует. Среди этих обстоятельств - уровень образования и культура членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к консолидации и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.

Структура и функции семьи. Семьи бывают большими и малыми. Современная семья в большинстве стран относится к числу малых. Большие семьи сегодня сохранились лишь в форме своеобразных федераций малых. При этом малая супружеская семья, как правило, прочно связана с семьями родителей жены и мужа, хотя молодые семьи поддерживают отношения и с семьями других родственников каждого из супругов.

В среднем семья включает в себя 3-4 человека, причём разница между городской и сельской семьями незначительна.

Ядро каждой семьи составляют муж, жена и их дети. Нередко с ними проживают и родители супругов. Каждый член семьи, находясь в постоянном взаимодействии с другими её членами, играет в ней определённую роль, заботится об удовлетворении тех или иных потребностей каждого и всей семьи в целом, а также интересов общества. Личные качества супругов, характер взаимоотношений между ними определяют облик семьи и специфику реализации присущих ей функций.

Общение в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любимым человеком. В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая, ещё лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально и нравственно. Духовное общение у супругов неразрывно связано с интимным.

Семья - социально-экономическая ячейка, в рамках которой ведётся домашнее хозяйство и бюджет семьи, происходят приобретение либо производство и организация потребления различного рода благ и услуг, удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище и т. д. Осуществление этой хозяйственной функции ложится прежде всего на супругов. Глубокое овладение избранными профессиями в полной мере гарантирует супругам заработную плату, а семьям - достаток.

Организация культурного досуга - одна из важнейших функций семьи. Характерной чертой семейного досуга является атмосфера особой эмоциональности, теплоты, которая позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренним. Здесь человек среди тех, кто его хорошо знает, понимает и принимает таким, каков он есть (хоть и желает, чтобы он стал лучше).

Огромное значение имеет воспитательная функция семьи. В семье рождаются и воспитываются дети. Эти функции, выполняемые семьёй, чрезвычайно важны и незаменимы. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Нуждающимся родителям в старости и в случае инвалидности принадлежит право находиться на содержании детей. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права и интересы.

Под представительской функцией семьи понимается поведение «от имени и в интересах» семьи в контактах с соседями, знакомыми, школой, различными общественными институтами.

Брак «функционирует» тем лучше, чем шире взаимодействие супругов. Но состав функций в конкретном браке может быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий её существования. Невыполнение семьёй тех или иных функций может и не отразиться на прочности брака, если к определённому вида деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдёт необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнёром, источник конфликтов.

Бывает и так, что один или оба супруга после регистрации брака пытаются сохранить холостой образ жизни. Тогда большинство функций остаются «невключёнными». Брак в этом случае существует лишь номинально.

Социальный характер функций семьи. Семья - одна из тех социальных сил, которые оказывают существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех её сферах: от экономики до духовной культуры. Ядром социального предназначения семьи является её способность творить человека, развивать его наклонности и общественную активность, вводить его в общество как производительную силу и как органическую часть народа, класса. Именно в семье, говорится в Программе КПСС, «формируются основы характера человека, его отношения к труду, наиважнейшим моральным, идейным и культурным ценностям».

Разумеется, каждая отдельная семья может участвовать в удовлетворении соответствующих потребностей общества лишь в посильной для неё мере. Но все семьи вместе способны целиком удовлетворять их. В лице своих детей родители хотят иметь и имеют сыновей или дочерей, являющихся достойными гражданами своей страны, её будущими работниками и защитниками. Выполняя функции рождения и содержания детей, семья обеспечивает количественное воспроизводство населения. Воспитывая надлежащим образом своих сыновей и дочерей, родители участвуют в качественном воспроизводстве и развитии населения страны. Через эту деятельность, которую ещё Ф. Энгельс охарактеризовал как «производство самого человека», семья и передаёт новым поколениям эстафету общественного прогресса, осуществляет связь времён.

К сожалению, мы далеко не всегда осознаём то поистине колоссальное значение, которое имеет для общества повседневная реализация привычных семейных функций. Более того, иногда приходится слышать, что семья изжила себя, что молено обойтись без неё. Согласиться с этим нельзя. Отмена семьи означала бы подписание смертного приговора и человеческому обществу. Антинаучны и аморальны теоретизирования о возможности замены семьи так называемой «свободной» любовью. Истинная любовь (просто любовь без прилагательного «свободная»), будучи неразрывно связанной с представлением о личном счастье, сама по себе не может быть свободной и строго ориентирована на брак, создание семьи. Встречи раздельно живущих влюблённых быстро порождают чувство глубокой неудовлетворённости и непреодолимого желания соединиться навсегда. Следовательно, отмена семьи, так же, как и замена её, не только не нужна, но и невозможна. Как укрепить семью и избавить её от недостатков - вот единственно приемлемая и достойная постановка вопроса. Решение же его предполагает совершенствование семейных отношений - взаимодействия между членами семьи в процессе реализации семейных функций.

Значение личностных качеств супругов, содержание и организация семейных отношений. Состояние семьи и, в частности, её сплочённость или распад прежде всего зависят от личностных качеств супругов, исповедуемых ими жизненных принципов, мировоззренческих и нравственных установок. В связи с этим возникает вопрос, что такое личность вообще и социалистическая личность в частности? Не все могут ответить на него с достаточной чёткостью. В научном понимании личность - это совокупность устойчивых социально значимых свойств человека. Свойства эти могут быть и положительными и отрицательными. Главные из них - мировоззрение, убеждения, жизненные планы и цели, умение принимать и исполнять решения. Эти свойства личности определяют общую её направленность, а также умение управлять собой, своими поступками, соотносить их с внешним миром. Необходимым условием возникновения подлинно социалистической семьи является научное, марксистско-ленинское мировоззрение обоих супругов, то есть социалистический характер их личностей. Справедливости ради следует сказать, что среди советских граждан встречаются люди, исповедующие принципы чуждой нам морали. Их семьи, хотя и могут оказаться устойчивыми, но своей главной функции - быть полноценной ячейкой социалистического общества - выполнить не могут. Здесь, в частности, имеются в виду семьи, ориентированные на вещизм, «красивую жизнь» за счёт нетрудовых источников доходов, таких, скажем, как использование служебного положения в целях наживы, спекуляции, мелкие и крупные хищения на предприятиях и в колхозах, мошенничество и др. Представители этих семей нередко хвастают своей «практичностью», «умением жить», но их внутренний мир, как и мир их семейных отношений, беден, и в конечном счёте они всегда платят за «красивую жизнь» потерей человеческого облика, а нередко и развалом семьи, личными трагедиями и трагедиями детей. В тех случаях, когда мировоззренческие, идеологические взгляды супругов (или лиц, желающих вступить в брак) несовместимы, семья как устойчивая ячейка общества не возникнет. Различие идеологий обусловливает различие потребностей, целей, идеалов, а стало быть, и различие поступков, поведения, что ведёт к несовместимости и даже враждебности. Настоящее сближение между мужчиной и женщиной, которые придерживаются различных мировоззренческих установок, возможно лишь при отказе одного из них или обоих от своих первоначальных позиций.

Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества супругов. Умение понять другого, (Терпимость, внимательность, доброта, такт, сострадание и т. д. делают человека более «пригодным» для жизни в браке. И наоборот, злые, обидчивые, капризные, высокомерные, эгоистичные люди являются причиной многих конфликтов в семье, способных разрушить брак.

Супруги должны с одинаковых или, по крайней мере, сходных позиций относиться к нравственным нормам и ценностям - таким, как равенство между мужчиной и женщиной, взаимоуважение, справедливость, долг, ответственность перед семьёй и обществом и т. д. Любое противостояние в этом друг другу будет только подрывать фундамент их отношений.

Высокие личностные качества членов семьи, организация отношений в советской семье предполагают и их высокую политическую культуру. Она тем выше, чем устойчивее их интерес к политическим событиям, активнее участие в общественной жизни своих трудовых коллективов, школы, района, чем непримеримее их отношение к буржуазной идеологии. Желательно, чтобы чтение газет, журналов, общественно-политической литературы заканчивалось обсуждением прочитанного в кругу семьи, обменом мнений. Взрослые члены семьи должны уметь дать правильную оценку содержания радио- или телепередачи на политическую тему. Такая семья в полной мере способна противостоять мещанским наклонностям, потребительской психологии, придать гражданскую направленность семейным праздникам.

Очень важным ориентирующим свойством личности является способность принимать и исполнять решения. Если она отсутствует, мировоззрение, убеждение, жизненные цели становятся декларативными и шаткими, а личность ненадёжной, инфантильной. Поступки такой личности импульсивны и непредсказуемы, а длительное сотрудничество с ней невозможно. Способностью принимать, увязывать с мнением другой стороны и исполнять обоснованные решения для достижения, совместно выработанных целей и планов должны обладать оба супруга. Если хотя бы один из них не соответствует этому требованию, его безответственные поступки становятся небезобидными и даже опасными для тех, кто создаёт с ним семью.

Большое значение для человека имеет также усвоение правовых и нравственных норм, регулирующих отношения в семье, роль мужа и жены, отца и матери. Следствием усвоения этих норм является развитие чувства долга. Оно вместе с волей и любовью побуждает супругов, родителей, других членов семьи точно и неуклонно исполнять свои обязанности.

Нравственной основой высокой культуры общения между супругами в семье является прежде всего их умение относиться к партнёру, как к равному себе. Точнее говоря, партнёра по браку необходимо признавать, с одной стороны, отличным от себя, имеющим свои собственные потребности и интересы, а с другой - равным себе, то есть заслуживающим такого же уважения, такой же оценки, как и ты (разумеется, если сам ты уважаешь в себе человека и гражданина).

Каждый вступающий в брак хотел бы иметь такую семью, за пределами которой остаются все неприятности, семью, где можно спокойно отдохнуть, набраться сил, заняться воспитанием детей, самообразованием и т. д. Но такую семью нужно уметь строить, учитывая при этом все особенности супругов и других членов семьи.

Говоря об укреплении семьи, совершенствовании отношений между супругами, нельзя недооценивать и физические отношения в супружеской жизни. Главное здесь состоит в том, чтобы физическая близость давала полное удовлетворение как мужу, так и жене.

Для обеспечения сплочённости семьи весьма важно умение её членов совершенствовать хозяйственную деятельность. Супруги не должны бояться быта. Предприятия бытового обслуживания и домашняя техника не отменяют домашний труд, а лишь облегчают его. Супруги должны сами обслуживать себя: готовить пищу, поддерживать чистоту в жилище и выполнять другие работы. Чтобы иметь достаток в семье, успешно вести домашнее хозяйство, супруги должны хотеть и уметь добросовестно работать. Без достатка и удовлетворения разумных потребностей трудно представить себе счастливую семью. Однако материальная обеспеченность не является главным, единственным условием семейного счастья, на переднем плане должны находиться и духовные ценности.

Семья становится полной и, следовательно, полноценной после появления детей. Став отцом и матерью, то есть самыми близкими родственниками рождённого ими ребёнка, родители как бы сродняются и между собой. В этом смысле рождение ребёнка является средством укрепления семьи. Прочную семью дети действительно делают ещё прочнее. Однако попытка укрепить развалившуюся семью рождением ребёнка - эксперимент рискованный.

Для обеспечения успешного функционирования брака необходимо глубокое усвоение каждым супругом своих функций и обязанностей - жены и матери, мужа и отца. Каждый из супругов должен иметь необходимые знания, выработать соответствующее отношение к партнёру, обрести умение и волю, усвоить ролевые нормы (нравственные и правовые) и, наконец, научиться их выполнять творчески и красиво. При этом воля как личное качество обеспечивает переход от знания и отношения к деятельности, устойчивой реализации функций. Безвольные жена, муж, родители не много сделают для блага друг друга, детей и семьи в целом. В лучшем случае они будут хвататься за множество дел, не умея завершить ни одно из них.

Любовь - это не только слова. Это прежде всего поступки, через которые выражается внимание, нежность, забота, сопереживание. И каждый такой поступок приносит чувство удовлетворённости.

Важнейшими сферами приложения эстетики и творчества в семье являются. жилище и его обстановка, одежда, лица и фигуры членов семьи, их язык и мысли. Тут уместно вспомнить слова А. А. Чехова о том, что в человеке всё должно быть прекрасно. Выход на уровень искусства требует перехода от простого умения к мастерству. А мастера отличает способность действовать красиво (эстетично) и творчески. Разумеется, перед молодыми супругами первоначально стоит задача выйти на уровень достаточного умения, которое следует рассматривать как отправной пункт для дальнейшего движения вперёд к богатству, совершенству и красоте отношений. Постоянное совершенствование отношений между супругами является единственным способом профилактики их ухудшения. А более совершенные отношения возможны лишь как следствие совершенствования личных качеств самих супругов. Семейные отношения - это связи между членами семьи, которые проявляются через характер и способы межличностного взаимодействия, через влияние членов семьи друг на друга при совместной деятельности и общении. Основой семейных отношений являются идейные устои супругов, их жизненные цели, нравственные нормы и ценности, чувства, связывающие супругов, а также их моральные качества.

В маленькой семье отношения наладить, с одной стороны, легче (меньше мнений и интересов), а с другой стороны, труднее, так как при недостаточных глубине и развитии личностей супругов эти отношения быстрее обедняются, обесцвечиваются, психологически не насыщаются.

Взгляды и мнения, желания и интересы мужа и жены приходят во взаимодействие при взаимном общении в процессе воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, проведения досуга, в интимной жизни, при экономическом обеспечении семьи. И здесь они или взаимодополняются или противопоставляются. Поэтому когда в процессе любой работы по дому, при решении любого вопроса взгляды и мнения супругов расходятся, нужно спокойно обдумать и взвесить оба мнения и сообща найти правильное решение. В принципиальных лее вопросах согласие должно быть достигнуто при помощи убеждений. Если вопрос не слишком важный, то договорённость может носить и такой характер: сегодня сделаем по-твоему, а завтра по-моему.

Полноценные внутрисемейные отношения способствуют всестороннему развитию личности, её моральному, духовному и физическому совершенствованию. Поэтому важно, как будет организован в семье труд, учёба, чему посвящен досуг, на какие темы супруги общаются и кто у них друзья, как относятся муж и жена к материальным и духовным ценностям, как они воспитывают или собираются воспитывать своих детей.

Правильная организация семейных отношений исходит из то-1ГО, что семья - это коллектив, это не просто «сумма», слагаемые которой - муж, жена, дети,- а целостная, неразрывная система. Для такой организации важна сформированность чувства, отражающего понятие «мы». При наличии такой сформи-рованности супруги или дети, представляя семью, не говорят «я», а говорят «мы» (мы говорим, мы хотим). Семейный коллектив отличается от других коллективов эмоциональной близостью всех его членов, ответственностью друг за друга, относительной автономностью, независимостью от внешнего воздействия, взаимопониманием и взаимной поддержкой. Это коллектив, в котором учитываются возрастные и половые особенности каждого члена, где проявляется максимум заботы друг о друге, где ценят и понимают друг друга. В современной семье ценятся прежде всего её доверительная, спокойная обстановка, доброжелательность, теплота чувства, взаимопонимание. Это обусловлено как изменением назначения брака (из экономической ячейки он превращается в супружество-содружество), так и убыстряющимися темпами современной жизни. Но семья не будет настоящим коллективом, если её членов не объединяют прогрессивные цели, такие, например, как воспитание детей настоящими советскими гражданами, совершенствование членов семьи в своём профессиональном деле, духовный и идейно-нравственный рост супругов и других членов семьи.

Ответственность за организацию и содержание семейной жизни несут оба супруга. Жизнь показывает, что оптимальной моделью советской семьи является та, где власть справедливо делится между обоими супругами: один главенствует в одной сфере семейной жизни, другой - в другой. Немало есть и таких семей, где полностью главенствует муж или жена. Если такое положение не вызывает конфликтов между супругами, оно правомерно.

Одной из прогрессивных тенденций развития современной семьи является демократизация семейных отношений, то есть такой принцип организации семейной деятельности, при котором обеспечивается активное, заинтересованное и равноправное участие в ней всех её членов.

Духовное общение в семье. Одной из основных функций современной советской семьи является удовлетворение эмоционально-духовных запросов человека. В настоящее время требования к брачному союзу, к спутнику жизни значительно повысились. Среди показателей счастливого супружества одно из первых мест занимает духовная гармония мужа и жены.

Формы духовного общения в семье различны. Нормальным считается такое общение, при котором все члены семьи имеют постоянные духовные связи, основанные на общих жизненных установках и принципах по кардинальным проблемам жизни, испытывают чувства взаимной привязанности, ответственности, готовности к взаимопомощи, получают в семье поддержку, одобрение, признание.

Нравственной основой культуры духовного общения между супругами является уважение и равноправие. Только общение супругов, основанное на взаимном уважении и равноправии, может принести удовлетворение и сблизить их. В ходе такого общения они учатся понимать друг друга, прощать мелочи, приспосабливаться к индивидуальным особенностям каждого, совершенствуют себя, своё умение взаимодействовать с другими людьми.

Решения, которые принимают муж и жена в результате спокойного и всестороннего обсуждения по важнейшим вопросам жизнедеятельности семьи, как правило, рациональны. В отличие от этого общение «свысока» всегда несёт в себе опасность непонимания друг друга, рождает конфликты, деформирует нравственный мир семьи. Такое общение не может принести чувства удовлетворения, а только способно уничтожить любовь, разрушить семью.

В супружестве мужчина формирует любовь (нелюбовь) женщины, а женщина любовь (нелюбовь) мужчины. Их реальные взаимоотношения и есть результат того, что они сделали друг с другом.

Любовь, духовная близость и общение родителей являются одним из главных воспитательных факторов, эмоциональной основой воспитания детей в семье. Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок. Никакие педагогические меры не могут восполнить влияние любви на ребёнка.

В современной семье большую часть времени дети общаются с матерью. Именно с ней обычно складываются доверительные отношения, обсуждаются основные жизненные вопросы. Однако для детей не менее важным является и общение с отцом. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за ним, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что чем больше времени тратят родители на беседы, игры с детьми, тем лучше дети развиваются. С другой стороны доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьёзную опасность для развития ребёнка представляет безэмоциональное, пусть даже и полноценное, удовлетворение его физиологических потребностей при одновременном недостатке в общении, ласке, теплоте, добром слове. Только постоянное общение родителей с ребёнком способствует созданию глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между родителями и детьми дана самой природой, любовь и уважение между мужем и женой, отношения с другими родственниками являются результатом взаимных усилий. В семье нет двух миров - взрослых и детей, есть один мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Более того, если представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, если они часто раздражены или угрюмы, то какие бы мощные дипломатические стены не воздвигались вокруг ребёнка, чтобы оградить его мир, всё равно его будут ранить раздражение, угрюмость или равнодушие взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнением других членов семьи, щадят самолюбие друг друга, сообща переживают и горе и радость, то рождается семейная сплочённость.

На протяжении всей супружеской жизни интенсивность общения колеблется. Психологи считают, что в семейной жизни большинства супругов есть приливы и отливы. В начале они неглубоки, коротки, затем могут удлиняться, углубляться (хотя, по мнению психологов, чем глубже супружеская любовь, тем меньше подвержена она колебаниям).

В период эмоциональных отливов в семье возникают конфликты, разногласия принимают болезненный характер. В среднем от прилива до отлива проходит 3-6 месяцев. И очень важно встречать очередной период охлаждения с пониманием и желанием преодолеть его с наименьшими потерями.

Общение меняется на каждом этапе жизни семьи. Начало семейной жизни - это период самых бурных радостей, но часто и сильных огорчений. Вступая в брак, юноша и девушка нередко несут совершенно различные, часто неверные представления об идеальных супружеских отношениях и, пытаясь реализовать их в своей семейной жизни, осложняют отношения друг с другом. Психологическое приспособление друг к другу требует времени, поэтому очень важно в общении с первых дней совместной жизни уметь прощать мелочи, быть добрым и внимательным, великодушным и терпеливым, заботливым и снисходительным, стремиться понять другого, приспособиться к его индивидуальным особенностям.

Значительно изменяется характер общения в период рождения ребёнка. На этом этапе семейной жизни увеличиваются психологические и физические нагрузки супругов, уменьшается их познавательная деятельность, резко сокращается жизнь вне дома, появляется масса дополнительных забот и т. д. Тех, у кого хорошие взаимоотношения и одинаковый взгляд на вопросы воспитания, появление нового члена семьи сближает, у кого духовные связи слабы - может отдалить.

В этот период особенно важно правильно строить в семье общение, в основе которого лежат взаимопонимание, такт, справедливость и взаимная предупредительность при распределении многочисленных семейных забот.

В браке, как и в любом деле, можно получить столько радостей, сколько усилий будет в него вложено. Способность к общению - дело воспитания и самовоспитания, труд, которому должны посвятить свои силы и муж и жена с первых дней совместной жизни. Распад семьи начинается, когда общение превращается в поединок самолюбий, когда эмоции берут верх над разумом.

Результаты исследований позволяют выделить типичные ошибки в общении супругов, отрицательно влияющие на характер взаимоотношений в семье:

75 % женщин, 72 % мужчин редко идут первыми на

40 % женщин, 51 % мужчин редко хвалят и одобряют

В 47 % семей не принимаются во внимание советы дру

45 % женщин постоянно ставят мужьям в пример других мужчин, 60 % - критикуют мужей в присутствии знакомых и родственников;

В 55 % семей супруги не интересуются профессиональ

ными проблемами друг друга, 20 % супругов никогда не говорят

о своей работе дома.

Избежать ошибок в общении в семье можно, следуя некоторым правилам:

В супружеском общении нельзя стремиться к главенству;

Необходимо избегать упрёков, обвинений, жалоб, губитель

ных для супружеских связей;

Болезнь общения начинает развиваться, когда супруги

замыкаются в себе, когда слова, требующие немедленного от

вета, остаются без внимания;

Очень важно уметь управлять своим настроением, жела

ниями, согласовывать их с интересами и состоянием близких

людей, стремиться преодолевать прежде всего свои слабости,

дорожить главными ценностями, которые сближают супругов,

и преодолевать вместе то, что их разъединяет;

Для успешного общения важно быть щедрым на добрые

слова и поступки (специалистами доказано, что добродушные

люди в среднем лшвут на 6-8 лет дольше, чем раздражи

тельные, ожесточённые или пребывающие в подавленном со

стоянии):

Радость общения невозможна без постоянного стремления

нравиться друг другу.

Общность духовной жизни предполагает семейное сопереживание всех возможных психических состояний. Однако культура общения требует соблюдать чувство меры. Нельзя постоянно свои неурядицы перекладывать на плечи мужа или жены. Особенно недопустимы непрерывное нытьё, демонстрация своей полной беспомощности. Такого рода супруг (супруга) по сути дела становится ещё одним ребёнком в семье, что порождает новые проблемы. Не всякий человек выдержит и назойливость, навязчивость, деспотизм. Лишь один психологически выверенный путь способен привести к прочному союзу супружеские стороны - следует планировать всё: время, деньги, силы, но прежде всего - радость семейного общения, ибо оно - высшее проявление семейного счастья.

Взаимоотношения молодых супругов с их родителями. С момента создания своей семьи родители для молодожёнов как бы отодвигаются на другой план. Это естественно. Новые заботы, впечатления, перспективы, новая социальная роль мужа или жены - всё это ложится на молодожёнов огромным грузом - приятным и тяжёлым одновременно.

В оптимальном варианте молодожёны после свадьбы имеют отдельное жильё и живут совершенно самостоятельно. У них начинается новая, своя жизнь, не зависящая от жизненного уклада родителей. В таком случае молодые люди поддерживают отношения с родителями, посещая друг друга. Нравственной основой отношений между молодожёнами и их родителями являются уважение и любовь. Молодым супругам следует всегда помнить о матери и отце, взрастивших и воспитавших их, проявлять о них заботу, радовать вниманием, не забывать поздравлять с днём рождения, с праздниками, оказывать необходимую помощь.

Нужно помнить и о появлении новых родственников. За счёт расширения их круга супруги обогащают свой социальный опыт, приобретают новых близких знакомых и, по возможности, в их лице новых друзей. Новые родственные связи могут плодотворно сказываться на внутрисемейных отношениях молодожёнов, укреплять их. Знакомство и поддержание контактов с родственниками супруга (супруги) позволяют больше узнать о нём самом (ней самой), что также сближает молодых, помогает лучше понять друг друга.

Родители, их жизненный опыт помогут молодой паре преодолеть имеющиеся моральные и психологические трудности, найти правильный ответ в сложной ситуации. Прислушаться к совету матери, отца, свекрови, тестя и т. д. никогда не лишне. Родители же должны давать свои советы тактично, корректно, не обижая молодых своим превосходством, не спекулируя на преимуществе зрелого возраста, а в критических ситуациях - быть дальновидными и мудрыми.

Если молодым людям после заключения брака приходится с кем-то из родителей проживать на одной жилплощади, то их положение, с одной стороны, облегчается, а с другой стороны, в такой ситуации могут возникнуть дополнительные сложности. Совместно проживающие родители берут на себя часть хозяйственных забот, что даёт супругам больше времени на получение образования, повышение квалификации, проведение досуга. Но постоянное общение молодой пары с родителями может создать многочисленные поводы для конфликтов, если культура общения невысока, если существуют разные представления о жизненных ценностях, диаметрально противоположные взгляды на выполнение семейных ролей. Исследования свидетельствуют, что «напряжение» чаще возникает между старшей из женщин (свекровью, тёщей) и новым членом семьи - невесткой, зятем. Какая мать не хочет счастья своему сыну? Но ведь эту цель преследует и молодая жена (невестка). iA ведь известно, что в современной семье прежде всего ценится благожелательная атмосфера. Молодой мужчина, видя согласие и понимание между женой и своей матерью, будет рад этому. Но нестерпимой будет обстановка, когда он будет метаться между недовольством жены и обидами матери.

Отношения между тёщей и зятем также могут быть осложнены. В таком случае молодому мужу словами и поступками необходимо показывать матери жены теплоту и надёжность своего чувства к молодой жене.

Совместная жизнь с родителями часто обусловливает ситуацию, когда всё происходящее между супругами становится достоянием всей семьи. Это хорошо, если отношения безоблачны. В случае возникновения конфликта молодым супругам рекомендуется разрешать его по возможности без присутствия родственников. Привлечение посторонних к урегулированию спорной ситуации может привести к затяжному разбирательству. Поэтому вмешательство родственников должно допускаться только с согласия обоих супругов и в случае, если они сами не могут прийти к согласию.

Семейная этика и этикет. Понятие этики по отношению к семье употребляется в значении нравственности, семейной морали и рассматривается как оценка воспитанности членов семьи в отдельности и морального климата семьи как коллектива.

Молодые люди, полюоившие друг друга и заключившие брак, доверяют друг другу свои индивидуальные биологические и социальные черты, которые они скрывают от других людей, начинают решать совместно все бытовые и интимные вопросы. Шаг за шагом в общении проявляется их индивидуальность во всех её проявлениях (неудачах, слабостях, радостях, поражениях и т. д.). Важно на этом этапе семейной жизни суметь сохранить возвышенность восприятия друг друга, а этому может способствовать только высокая нравственная воспитанность каждого из супругов, их личностные качества: скромность, тактичность, стыдливость, умеренность и т. д. В данном случае именно этикет поможет молодожёнам создать традиции, скрепляющие семью, сделать жизнь в ней радостной, красивой.

Этикет - это свод определённых правил поведения, принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной и психофизиологической сущности человека. Он проявляется во многих сферах общения людей. Существуют общечеловеческие нормы этикета. Например, деление общества на мужчин и женщин, взрослых и детей обусловливает наличие таких правил, как бережное отношение мужчины к женщине, почтительное - к старшим, заботливое - к младшим. Высоконравственная сущность советского человека требует красоты поступков и манер везде, в том числе и в семье.

Культуру человека можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю; под «внутренней», являющейся основной, понимают нравственность, «внешняя» же предполагает красоту (эстетику) поведения. Обе эти культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены, они должны гармонично дополнять друг друга. Любовь как основа брака не терпит ни малейшей фальши. Как ни странно, но абсолютная гладкость и вежливость отношений между супругами не только не является гарантией прочного чувства, но может говорить об обратном - об отсутствии любви. Любящие люди могут спорить, обижаться, возмущаться, у них могут быть разногласия. Но всё это должно выражаться в таких формах, которые не унижали бы и не оскорбляли другого. Отношения любящих должны строиться на равноправной и здоровой основе. Как правило, женщина является вдохновительницей в семье, а мужчина должен быть активным творцом, что поможет им обоим выполнить задуманное.

Семейный этикет предполагает умение согласовывать свои интересы с интересами других членов семьи. Основа его - доброжелательность ко всем членам семьи.

Семейная этика требует поддерживать высокий авторитет своей семьи у знакомых и окружающих. Заслуживает похвалы старинная русская семейная традиция не корить супруга ни перед родными, ни перед чужими, не выставлять свои невзгоды напоказ^ возвышать авторитет супруга и среди детей, и среди окружающих. Насмешек со стороны окружающих и злословия над собой всегда боялись, их избегали, на люди выносили только то, что заслуживает одобрения и похвалы. Сейчас некоторые забывают о том, что лучше не выносить свои разногласия, ссоры на всеобщее обозрение, нужно стыдиться своей невоспитанности, несдержанности, злого нрава. Вести себя с достоинством, спокойно, оберегать честь и свою, и семейную - к этому должны стремиться оба супруга. Семейная этика и этикет должны строиться на основе разума, добра, красоты.

Конфликты в семье. Непосредственными причинами конфликтов между супругами обычно являются несоответствие одного из них или обоих требованиям брака как такового, несоответствие супругов друг другу (включая несовместимость характеров), разрушительные внешние воздействия.

За этими общими непосредственными причинами кроются группы причин более конкретных. Общая (тотальная) непригодность к браку, исполнению ролей мужа или жены имеет место при алкоголизме, устойчивом преступном поведении одного из супругов, далеко зашедшем эгоизме, вещизме, потребительстве, фанатичной религиозности. Во всех случаях этого рода личность жёстко ориентирована на достижение таких целей или использование таких средств достижения целей, которые принципиально несовместимы с браком.

Не соответствовать требованиям брака могут и отдельные свойства личности супруга - духовная недоразвитость и моральная неустойчивость, неспособность вести домашнее хозяйство или зарабатывать необходимые для семьи средства и др. Каждый такой недостаток может разрушить любую семью. Такие же последствия обычно влечёт комплекс психических черт, именуемый неуживчивостью, когда все действия одного из супругов независимо от его действительных качеств подвергаются критике и осмеянию.

Значительные последствия вызывают также недостаток знаний по тем или иным вопросам, с которыми сталкивается семья, пренебрежительное отношение к браку или партнёру, отсутствие соответствующих умений, безволие, склонность к противоправным проявлениям.

Несоответствие супругов друг другу также возможно, когда каждый из них в принципе способен исполнить супружескую роль, но не может осуществить это в данном браке, с данным партнёром. Несоответствие в его полном выражении выливается в несовместимость личностей супругов или отдельных их личных свойств (мировоззрений и убеждений, жизненных целей и планов), неспособность принимать совместные решения и сотрудничать в процессе их исполнения. Несоответствие имеет место при невозможности или серьёзной затруднённости совместного удовлетворения некоторых потребностей (например, духовного общения при отсутствии общих интересов или резком различии в уровнях развития), при наличии несовместимых представлений о том, какой должна быть семья, каковы цели брака и способы их реализации.

Примером разрушительного внешнего влияния может быть, в частности, вмешательство в отношения между супругами их родителей или родственников. Это особенно опасно в случаях, когда молодая семья, не имея собственной материальной базы, живёт с родителями жены или мужа. Вмешательство родителей нередко вызывает резкую реакцию - прежде всего со стороны того супруга, который пришёл в данную семью. Сын или дочь, естественно, проявляют большую готовность подчиняться родителям. Различная реакция на вмешательство родителей нередко оказывается тем клином, который вызывает конфликты, постепенно раскалывает отношения между молодыми супругами.

Конфликты могут возникать и в результате всплеска отрицательных эмоций, вызванных случайным поводом, или когда за ними может стоять реальное противоречие между супругами. В первом случае спокойное выяснение действительного положения с последующим извинением за необоснованное обвинение может полностью исчерпать конфликт. В жизни встречаются случаи, когда причины для конфликта, как в итоге выясняется, нет, либо она малозначительна или забылась, а затянувшиеся ссоры и скандалы успели убить тёплые чувства, сделать супругов чужими.

Если же за конфликтом стоит реальное противоречие, последствия прежде всего зависят от его характера. При полном или значительном несоответствии обоих супругов или одного из них требованиям брака как института брак оказывается мертворождённым или заведомо обречённым. Именно этим прежде всего объясняется распад значительного числа семей в первые дни, недели или месяцы совместной жизни супругов. Такие же последствия может повлечь серьёзное изначальное несоответствие супругов друг другу.

Иногда утверждают, что в век научно-технической революции источник семейных конфликтов находится в сфере напряжённых производственных отношений. Агрессивность в семье при таком подходе рассматривается как следствие стрессового состояния, возникшего у одного из супругов на работе. Нередко так и бывает. Стрессовое состояние появляется, в частности, как следствие конфликтов с руководителями или товарищами в производственных коллективах. Но не менее часто стрессы порождаются или усиливаются неблагоприятным нравственно-психологическим климатом в самой семье. Если дома человека ожидают новые неприятности, претензии, упрёки, то стрессовые состояния накладываются одно на другое, аккумулируются, и вероятность семейных конфликтов резко возрастает.

В связи с этим возникает вопрос: а целесообразно ли супругам делиться друг с другом своими трудностями? Не лежит ли на каждом из них обязанность «держать свои неприятности при себе»? Нет, не следует. Общность духовной жизни предполагает совместное переживание всех возможных психических состояний. Культура общения требует только соблюдения чувства меры. Лучшим способом предотвращения разрушающего влияния психической напряжённости на отношения между супругами является контроль над самим собой.

Нередки в семье конфликты на интимной почве. Даже простое безразличие жены к интимной близости обычно является ослабляющим семью фактором. Муж часто оказывается в положении выпрашивающего или даже вымаливающего близость, что позволяет жене «вознестись на пьедестал». С высоты этого пьедестала она, в зависимости от настроения, либо снисходит к мужу, «осчастливливает» его, либо решительно пресекает его «никчемные притязания». Не зная этой подробности супружеских взаимоотношений? иногда бывает невозможно понять, почему жена, которая в общем-то не отличается ни особым умом, ни красотой, так пренебрежительно смотрит на своего гораздо более одарённого мужа. Чувство собственного достоинства мужчины постоянно травмируется, что постепенно понижает «температуру» в доме, охлаждает отношения.

Ситуация не менее конфликтна, если жена испытывает к физической близости отвращение. Тогда супружеское ложе оказывается для неё чем-то вроде места пытки. Отвращение к акту близости переносится на мужа, который в нём нуждается. И женщина либо живёт сжав зубы, с чувством постоянного принесения себя в жертву (из страха перед одиночеством, чувства долга перед детьми), либо вообще отказывается от половой жизни. В любом случае последствия этого для семьи оказываются трагическими. Такие же последствия влечёт за собой и неспособность мужа удовлетворить жену.

Несходство мнений, конфликты, споры - всё это естественно и при самых хороших отношениях. Но решать конфликты можно двумя путями: или с позиции доброты, когда на первом плане стоит самое главное - хорошее отношение и только потом - истина, или ссорой, когда господствуют не добрые отношения и даже не истина, а раздражение, стремление отстоять себя, победить. Тот, кто встаёт на путь ссоры, принципиально не прав, так как подрывает хорошие отношения. Ибо высшая истина в семье - именно добрые отношения, и она куда выше чьей-то сиюминутной правоты. Ссора не разрешает конфликт, а разжигает его. И понимание этого - краеугольный камень семейной культуры.

Чтобы сберечь любовь, молодым супругам нужно овладеть культурой спора и разрешения конфликта, заключающейся в умении, с одной стороны, аргументированно выражать своё мнение, не повышая голоса и не обижая партнёра, а с другой стороны, в умении признавать правоту другого, способности подчиняться этой правоте. При этом ни в коем случае нельзя «переходить на личность», прибегать к взаимным обвинениям и тем более оскорблениям. Супруги должны при этом сознательно стараться не поддаваться отрицательным эмоциям, не забывать об уважении друг к другу, помнить, что перед каждым из них стоит задача не «настоять на своём», не добиться любой ценой победы в споре, а установить истину, принять полезное обоим решение. Для этого важно не только внимательно слушать, что говорит другой, и стремиться понять его, но и уметь поставить себя на его место, выслушать собственные аргументы «его ушами». Наконец, очень важна готовность уступить друг другу, пойти на компромисс.

Литература: Актуальные вопросы семьи и воспитания. Вильнюс, 1983; Арова Э. В. Будьте добры: Молодой семье о культуре чувств и поведения. 2 изд. Мн., 1985; Культура семейных отношений. 2 изд. М.(1985; Зацепин В. И. О жизни супружеской. 2 изд. М., 1984; Мы и наша семья: Кн. для молодых супругов. 2 изд. М., 1985; Наша семья: Кн. для молодожёнов. 2 изд. Киев, 1985; Семейно-бытовая культура. Мн., 1981; Сысенко В. А. Молодёжь вступает в брак. М., 1986; его же. Супружеские конфликты. М., 1983;.Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга: (Психология обыденной жизни). М., 1986.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Тернист и неоднозначен путь к достижению семейного счастья . Сложность обретения как супружеской, так и родительской гармонии заключается в том, что каждая из действующих психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, как уже отмечалось, содержит внутреннюю конфликтность, противоречие. Подчас достаточно одного небольшого уклонения в ту или иную сторону, как по принципу круговой причинности проблемы наслаиваются одна на другую, растут как снежный ком. Именно поэтому распутать клубок семейных проблем нельзя, потянув только за одну ниточку. Необходима перестройка всего внутрисемейного механизма.

Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья действительно превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.

В данном разделе хочется привлечь внимание читателей к анализу некоторых неблагоприятных типов отношений в семье. Необходимо подчеркнуть, что в ряде описаний черты личности людей и сами ситуации гротескно усилены. Это дает возможность ясно увидеть причины семейных дисгармоний и установить связь между различными составляющими семейных отношений. Надеемся, что подобный анализ позволит читателям избежать некоторых ошибок в построении своей семейной жизни как в супружеском, так и в родительском аспекте.

Внешне "спокойная семья"

В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочен-ны и согласованны. Однако при более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворенности, скуки, их жизнь сопровождается ощущениями зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, хотя послушно и стереотипно, часто с повышенным педантизмом выполняют свои супружеские обязанности. В таких семейных союзах можно говорить о превалировании чувства ответственности над спонтанностью и искренностью отношений. За благополучным "фасадом" скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций нередко губительно отражается на самочувствии, супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают себя усталыми, бессильными. Нередко возникают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии.

Вулканическая семья

В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, ссорятся, чтобы вскоре нежно любить и признаваться в любви до конца жизни, опять относиться друг к другу искренне и самозабвенно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Может показаться, что второй тип семейных отношений "здоровее", но это не совсем так. Дело в том, что "выливание злости", ослабляя ситуативное напряжение, совсем не всегда приносит истинное облегчение. Человек, проявивший излишне сильно негативные чувства, стыдится своего Поступка, чувствует себя виноватым, боится оказаться в

смешном положении, боится осуждения, -- таким образом, происходит накопление напряжений и негативных переживаний.

Как сказывается такой семейный климат на самочувствии ребенка? Следует считать и тот и другой тип неблагоприятным. Правда, негативное влияние в том и другом случае различно. Когда отношения в семье строятся на основе сохранения видимой благожелательности, призванной скрывать непримиримые противоречия и взаимно негативные чувства, ребенок становится беспомощным. Его жизнь наполняется безотчетным ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить. В этом смысле от крытые отношения, даже враждебные чувства, менее трудны для ребенка. Однако в бурливых семьях, эмоциональная атмосфера которых пульсирует между крайними полюсами, дети испытывают значительные эмоциональные перегрузки. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры, это для него подлинная трагедия, угрожающая самим основам стабильности детского мира.

Таким образом, хотят того родители или нет, осознают или не подвергают оценке свои супружеские отношения, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.

Уже на этих двух типах семей можно наблюдать особенность, всегда сопровождающую дисгармоничные союзы . Она состоит в известной инертности, стереотипности отношений. Раз и навсегда спонтанно выработанный стиль фиксируется и долгие годы остается неизменным. Как объяснить подобную стабильность, которая тем более кажется странной, что люди на протяжении жизни достаточно сильно меняются, приобретают новый опыт? Почему именно семейные отношения столь инертны?

Этот достоверный факт объясняется достаточно просто. Как правило, выработанный стереотип отношений в какой-то мере скрепляет брак, повышает его стабильность, хотя и не на гармоничной основе. Поэтому попытки одного из супругов к изменению стиля общения нередко сталкиваются с сопротивлением партнера. Для гармонизации отношений в семье необходимы совместные осознанные усилия. Одному психологу принадлежит меткий образ: "Брак можно сравнить с позой: если начинает сутулиться спина, то, значит, где-то еще должна возникнуть добавочная сутулость, чтобы удержать голову в прямом положении". Если один партнер меняется, это должно сопровождаться какими-то дополнительными изменениями, чтобы отношения сохранили стабильность и целостность. Именно поэтому позиция одного из супругов постепенно вызывает определенный тип отношений в семье в целом, и для перестройки уже этого семейного стереотипа недостаточно изменения у одного из участников семейного круга.

"Семья-санаторий"

Характерным примером семейной дисгармонии служит тип семьи, который может быть описан как "санаторий". Один из супругов, эмоциональное состояние которого выражается в повышенной тревожности перед окружающим миром, требовании любви и заботы, создает специфическую ограниченность, барьер новому опыту. Такая защита дает возможность снижения чувства тревожности перед неопределенностью окружающего мира. В узкий, ограниченный круг постепенно втягиваются все члены семьи, в том числе и дети. Поведение супругов принимает вид "курорта", усилия затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать возле себя детей. Попытки некоторого отделения воспринимаются как угроза самому существованию семьи, постепенно ограничивается крут общения, уменьшаются контакты с друзьями, как правило, под предлогом различий во взглядах и ценностях. Семья"только внешне кажется солидарной, в глубинах отношений кроется тревожная зависимость одного из партнеров. Союз становится не свободно содружественным, а симбиотически зависимым. Это означает, что один из членов семьи, им могут стать как взрослые, так и дети, ограничивает свои обязанности, заставляя близких все больше и больше окружать его вниманием. Члены семьи объединяются в осуществлении особой заботы о нем, ограждают от трудностей, охраняют от слишком сильных впечатлений. Нередко, если семейная защита строится вокруг взрослого члена семьи, он бессознательно получает какую-то выгоду, например стабилизируя и охраняя любовь супруга. Иногда такой позицией один из супругов бессознательно мстит друго -му, как бы говоря: "Ты был (или была) ко мне так безжалостна, а теперь я так страдаю, что вынужден просить поддержки". Позиция детей в таких семьях бывает различна. В том случае, когда семья превращается в "санаторий" для матери или отца, дети обычно лишены необходимой заботы, испытывают недостаток в материнском принятии и любви. Как правило, они рано привлекаются к выполнению домашней работы, нередко годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимыми, сохраняя при этом теплое, любовное и заботливое отношение к родителям. Поскольку бессознательная цель одного из супругов - удерживание любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недостаток любви со стороны ни одного, ни другого родителя.

В тех случаях, когда "санаторным" отношением окружаются братья или сестры, а также кто-то из других родственников, бабушки и дедушки, внутрисемейная

позиция ребенка меняется. Ограниченность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации вне-семейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, его друзей и предпочитаемых форм поведения свободного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей -характерные признаки отношения к детям в семьях "санаторного" типа.

Такие родительские позиции приводят либо к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы, эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей, особенно в подростковом возрасте, усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.

Повышенная забота об одном человеке приводит к фиксации внимания на состоянии здоровья всех членов семьи, в этом случае у детей может возникнуть страх заболевания, который при определенных неблагоприятных ситуациях способен привести к формированию личности, у которой забота о состоянии здоровья приобретает характер сверхценной деятельности.

"Семья-крепость"

Ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями характеризует еще один тип семей. Этот вид может быть назван семьей по типу "крепости". В основе таких союзов лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла. Часто такие представления подкрепляются необходимостью вывода негативных эмоций, возникающих в семье, за ее пределы. В подобных случаях непереносимые взаимно враждебные импульсы в интересах поддержания стабильности семьи переносятся на внешний мир в целом: на отдельных лиц, на группы людей, на те или иные формы мировоззрении. В таких семьях создаются отношения якобы полного взаимопонимания, в то время как внутренние проблемы супруги переводят вовне. Заботясь о своем микромире, супруги осыпают окружающих различными упреками, которые они бессознательно хотели бы направить друг на друга или часто на самих себя. Нередко в таких семьях господствуют довольно странные односторонние представления, переоценки фактов и обстоятельств, постепенно возникает странный фанатизм, приверженность к тем или иным идеям, коллективное стремление к реализации целей внутри семьи. У супругов возникает выраженное усиление чувства "Мы". Они как бы психо-логически вооружаются против всего мира. За подобным поведением часто скрывается отсутствие подлинных психологических тенденций, естественно скрепляющих семью. "Круговая оборона" является бессознательным камуфляжем душевной пустоты или нарушения сексуальных отношений. Часто в таких семьях наблюдается безоговорочное доминирование одного из родителей и зависимое, пассивное положение другого, вся семейная жизнь жестко регламентирована и подчинена определенным целям, закостенелая фиксация определенных семейных ролей создает видимость внутрисемейной солидарности и содружественности, в то время как эмоциональное наполнение ролей давно уже иссякло или изменилось, эмоциональная атмосфера внутри семьи лишена естественной теплоты и непосредственности.

Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ог-

раничений, к предписанию выполнения жестких правил, которые декларативно объясняются необходимостью заботы о будущем ребенке. Встречаются семьи, в которых духовное безразличие к ребенку, черствость одного из деспотов-родителей неудачно компенсируются гиперопекой и мелочной заботливостью другого. Однако необходимость скрепления семьи со стороны подчиненного родителя делает опеку непоследовательной и лишает отношения эмоциональной открытости и искренности.

В семьях по типу "крепости" любовь к ребенку все более приобретает условный характер, ребенок любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Это обычно сочетается с увеличением собственнического компонента в эмоциональной привязанности родителей. Родители любят не столько самого ребенка, сколько порождаемый семейными позициями навязываемый ребенку образ "Я". Воспитание приобретает черты заданности, родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протест-ные реакции и поведение по типу упрямства и негативизма. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками. Семья по типу "крепости" ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей и окружения и собственным опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, создает повышенный риск невротического заболевания.

"Семья-театр"

Еще одним примером семейных дисгармоний может служить построение отношений в семье по типу "театра". Такие семьи удерживают стабильность путем специфического "театрализованного образа жизни". Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, который разыгрывает перед окружающими пьесу. В центре внимания такой семьи всегда заключены игра и эффект. Здесь что-то говорится, что-то делается, что-то выражается эмоционально -- при всем этом совсем неважно, насколько, в какой мере и что в действительности стоит за тем или иным поведением. Необходим непосредственный отзвук, реакция, которые побуждают продолжение подобных театрализованных действий. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви.

Весь сконструированный семьей сценарий бессознательно служит защитой от осознания иллюзорности былых представлений, невыполненных желаний, не оправдавшихся в браке надежд. "Семейный театр" призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию. В общении с детьми запреты и поощрения быстро декларируются и также быстро забываются. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает от остро ощущаемого детьми чувства, что родителям не до них, что выполнение ими своих родительских обязанностей - формальная необходимость, навязываемая социальными нормами.

Часто в "семейном театре" контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются обеспечением особых материальных условий. Родители приобретают много игрушек, специальное оборудование для занятий детей. Воспитание как бы передоверяется детскому саду, школе или другим общественным организациям. Детям дается "модное" воспитание, они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой.

В театрализованном образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства, прикрыть трудности демонстрацией мнимых достоинств и достижений. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.

"Семья - третий лишний "

Еще одним примером дисгармоничных отношений может служить семья, к психологической сущности которой подходит название "третий лишний". Она возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов и стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так бывает при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их личностного развития к выполнению родительских функций. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого непринятия. В практике семейного консультирования нередко встречаются подобные семьи, имеющие даже несколько детей, но, несмотря на это, эмоционально преувеличенно значимыми остаются супружеские отношения. Часто в контактах с ребенком родители склонны внушать детям чувство неполноценности, без конца"фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах. Не так уж редки случаи соперничества между еще молодой матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба за любовь и привязанность отца. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе,

безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемо-сти родителям. Возникшая зависимость тяготит взрослых, провоцируется тем самым усиление скрытого отвержения. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.

Семья с "кумиром"

Это довольно распространенный тип дисгармоничных семей. Отношения между членами семьи приводят к созданию" "семейного кумира" тогда, когда воспитание ребенка - единственное, что скрепляет супружеские отношения, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к своему чаду, перенося свои нереализованные чувства на ребенка. Во имя ребенка творятся чудеса самоотречения и жертвенности, во имя ребенка затушевываются все проблемы взрослых людей. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает разрыву семейной группы. Здесь преувеличивается самое незначительное недомогание и болезнь ребенка, он воспитывается в условиях изнеженности, заласканности, всеобщего восхищения и умиления. Пос-

леднее усиливается потребностью получить "вознаграждение" за излишние усилия по уходу и заботе о ребенке. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными, утрачивается активность, ослабляются побуждения. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви; столкновения с внешним миром, общение со сверстниками, где ребенок не получает желаемых высоких оценок, становятся источником все новых и новых переживаний. Требование признания любой ценой порождает демонстративность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущением несправедливости и жестокости окружающих.

"Семья-маскарад"

Несогласованность жизненных целей и планов супругов порождает тип семьи, которой можно дать название "маскарад". Строя свою жизнь вокруг по-разному понимаемых ценностей, "служа разным богам", родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разными, подчас противоречивыми сторонами. Мелькание "масок" повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность отца при гипероттёке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самоопенки. Завышенные притязания, сочетаясь с недостаточной способностью к волевым усилиям, порождают внутренний конфликт и застойные очаги нервного перевозбуждения.

Описанные типы семейных дисгармоний доказывают сложность внутрисемейной жизни и глубокую взаимосвязь всех сторон семейного взаимодействия.

Поэтому если родители обращаются к психологам по поводу состояния ре-

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость) характеризует наиболее оптимальные, гармоничные супружеские отношения. Кроме непосредственного влечения к другому человеку (симпатия), уважаются права и достоинства супруга, его интересы, склонности, особенности, даже "чудачества"; ответственность за поддержание оптимальных отношений признается равной своей собственной ответственности. Близость с супругом приобретает множественный смысл, предполагая как интимную близость при взаимной удовлетворенности сексуальными отношениями, так и духовную близость, понимаемую как способность чувствовать и понимать духовный мир, внутреннюю логику чувств и поступков супруга.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но с недостатком близости) может возникнуть в ситуации неудовлетворенности интимной жизнью, когда недостаток интимной близости переходит в дефект близости психологической. Такая модель семейной дисгармонии подробно анализируется в исследованиях сексологов. В подобных случаях у женщин возникает утрата чувства любви к мужу, появляются раздражительность, придирчивость, провоцирующие и обостряющие внутрисемейные конфликты.


br /> Виды семейных союзов и нарушение семейных отношений.
В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений. Американский психолог Мюриэл Джеймс, выделяет следующие виды семейных союзов: брак по расчету, духовный союз, романтический брак, брак-товарищество, брак, основанный на любви.

Типы дисфункциональных семейных структур
Статья о типах внутрисемейных коалиций для психологически подкованных родителей

Семья - ячейка общества, святой союз. Ведь не зря соединение людей получило такое название. Встречаясь и начиная жить вместе, они питаются друг другом, поддерживают и помогают. Конечно, отношения в семьях бывают абсолютно разными. Причем это зависит не только от характера человека, но и от его воспитания, культуры, менталитета. Психологи много говорят о том, какие отношения правильные, какие - нет. Общество всегда что-то осуждает. Но при этом никто не задумывается, возможно, семье так комфортно.

Часто можно встретить насилие в семьях, люди по этому поводу возмущаются, а ведь может им так нравится? Почему муж избивает жену, а она продолжает с ним жить? Наверное, им так лучше. Тема семейных отношений многогранна. Ну, во-первых, посторонний глаз попросту не может уловить истину в чужих отношениях. Бывает с виду полная гармония, а через какое-то время семья распадается. Дело, прежде всего, в ощущениях. Что испытывает каждый из супругов, известно только им одним.

Какие же отношения в семье мы можем назвать хорошими? Наверное, те, в которых каждому участнику комфортно жить с другим, когда хочется прожить с любимым человеком до конца своей жизни, родить детишек, построить дом, посадить дерево. Когда присутствует полное взаимопонимание, тогда эта семейная пара может считаться счастливой.

Конечно, в современном мире составляющей хороших отношений, безусловно, являются финансы. Они могут существенно влиять на отношения в семье. В первую очередь, сильное влияние финансов возможно при их отсутствии или их недостаточного количества. В таком случае, очень важным оказывается уровень коммуникации в семье. Если каждый член семьи будет что-то не договаривать и таить обиду, это может вызвать, в конечном итоге, трагедию - разрыв отношений. Поэтому доступность объяснения своих состояний своей второй половине играет существенную роль в сохранении гармоничности отношений в семье.

Что же делать, если отношения на грани разрушения? Универсальных рецептов не существует, так как мир многогранен, как и люди, которые в нем живут. Поэтому можно только найти какие-то близкие подсказки, которые смогут посодействовать выходу из критической ситуации. К примеру, нужно взять себя в руки, сесть с любимым (любимой) и постараться максимально подробно поговорить о том, что не устраивает, и выслушать то же самое от него (нее). После таких откровений можно постараться найти новые точки соприкосновения. Так сказать, нужно откалибровать свои отношения.

Поскольку в процессе совместной жизни каждый из нас приспосабливается к своему партнеру, этот процесс переходит определенную черту собственного эгоизма, мы начинаем чувствовать себя ущемленными или обиженными. В такие моменты коммуникация играет важную роль. После проговаривания всех этих моментов необходимо прийти к общему знаменателю, чтобы продолжать счастливую жизнь вместе. Поэтому и говорят, что совместная жизнь - это труд двух людей, ежедневный труд.

Особые отношения в семье начинаются, когда в семье появляется потомство. Это самые трогательные моменты в семейной жизни. Большинству пар рождение ребенка дает новый положительный толчок развитию их отношений. Ведь рождается новое совместное творение, как же этому не радоваться?

Типыотношений в семье.

Начнем с любви. Какойбывает родительская любовь и чему она учит детей?

Казалось бы, что родители должны любить и принимать своегоребенка любым: послушным и непослушным, красивым и некрасивым, умным и неочень, открытым и замкнутым…То есть влюбви ребенка к родителям и родителей к детям не может быть никакихусловностей. Не зря говорят: «Родителей не выбирают!» Но, к сожалению, дажехудожники, сотворив произведение, не соответствующее их ожиданиям, забрасываютего в дальний угол или даже уничтожают, во вспышке отчаяния и разочарования всебе.

Вы скажете: «Сравнили тоже… Ребенок не картина и нестихотворение!» Да, ребенок не вещь, но, тем не менее, он не что иное, какпроизведение своих родителей! Художник вкладывает в свое произведение все, чтоможет: талант (какой есть), душу, время, деньги, здоровье. А что вкладывают всвоего ребенка родители? А то же самое – родительский талант, душу, время, здоровье,деньги… и много еще чего! Мне думается, что гораздо больше, чем художник в картину.Хотя… кто его знает?

О безусловной любви много говорится и пишется, но не многие людиумеют так любить, потому что в семье, где они росли, их любили за ум,послушание, веселый нрав, открытость, честность, красоту…

Ой, и где же такие дети-то прячутся? На самом деле их нелюбили (или делали вид, что не любят) за озорство, непослушание, занеряшливость, за плохие отметки в школе… Еще за что? Да каждого за свое!!! Ктоиз вас не чувствовал себя нелюбимым, отверженным?..

А чему учит такая, обусловленнаяхорошим поведением , родительская любовь? Родителям и в голову не можетприйти, что их ребенокможет тожеразочароваться в них, в родителях, и отвергнуть, в свое время?

Дорогие родители!!! А откуда все эти неприятныесвойстваличности могут появиться у вашегоребенка? А вот давайте рассмотрим различные типы взаимоотношений в семье,благодаря которым формируется личность ребенка!

Диктат! Все мы, после падения СССР, узнали, что такое «авторитаризм»! А всемье такое может быть? Может? А как это? Ну, да, правильно, – это когда всечлены семьи беспрекословно подчиняются одному человеку: отцу, матери илибабушке (редко дедушке почему-то). Этот человек и карает и милует, он решает,что кому делать, как кто должен с ним разговаривать. Он определяет, где комуучиться, кем кому быть (то есть какая профессия будет у представителейподрастающего поколения), и многое другое. У кого в доме есть «диктатор», тотпонимает, о чем идет речь.

«Диктатор» ведет себя так только из хороших побуждений, излюбви к своим близким – так ему кажется. Он полностью берет на себяответственность за их жизнь, за их будущее. Он всегда знает, как и что должнобыть. Он всем старается доказать, что без него пропадут, наделают ошибок… Принем все говорят только шепотом, «ходят на цыпочках».

Особенно плохо в такой семье детям. Почему? А потому чтодиктатор подавляет их инициативу, не позволяет развиться чувству собственногодостоинства, самостоятельности, активности. Он может позволить себе оскорбить иунизить того, кто осмелится противоречить ему. Приучая к труду, он«заставляет»! Даже рассказывая о чем-то, он говорит: «Я заставил его сходить вмагазин!», или «Я заставила ее помыть посуду!» Ребенок в такой семье полностьюлишен права голоса даже в тех вопросах, которые касаются лично его интересов:он носит ту одежду, которую ему покупают родители, он идет в ту спортивнуюсекцию, которую для него выбрал отец или мать. Ему могут запретить встречатьсяс тем или иным другом, только потому, что тот не нравится «диктатору», у негодаже таланты развиваются только те, которые заметили у него родители. Его могузаставить учиться петь, играть на скрипке и т.п. Можно представить, какой изнего выйдет музыкант!!!

Гиперопека –разновидность диктата. Только «диктатор» предпочитает приказ и насилие, а«опекун» «достает» членов семьи своейчрезмерной заботой и демонстративной любовью. Для него свойственны манипуляциис чувством вины, с чувством долга. Он «опекун» – самый обиженный в семье –«никто его не любит, никто о нем не заботится, никто его не уважает, все думаюттолько о себе, а только он один всех любит и о всех заботится, ограждает оттрудностей!!!» Он требует любви ивнимания к себе в ответ на его «самоотверженную любовь»!

На самом деле и «диктатор» и «опекун» заботятся, преждевсего, о своем спокойствии. Зачем им утруждать себя и думать о том, что чувствуют близкие, когда они подавляет ихсвоими приказами или чрезмерной заботой? Им удобней и спокойнее, когда все ихслушаются, никто не прекословит, когда все делают так, как хотят они! Им (и«диктатору», и «опекуну»), фактически, безразличны интересы и переживания тех,кто, как им кажется, в полной их власти.

Но рано или поздно «авторитаризм» сталкивается ссопротивлением, как в государстве, так и в семье! Чаще всего открытоесопротивление вспыхивает со стороны детей! Сначала они начинают лгать,изворачиваться, лицемерить. По мере взросления ребенка, у него могут случатьсявспышки грубости, гнева, уход из дома… Бывает, что бунтовщик терпит поражение,его сопротивление сломлено. Но радоваться нечему, потому что вместе ссопротивлением сломлена воля, вера в себя, в свои возможности; сформированкомплекс неполноценности, нанесен серьезный ущерб личности ребенка.

И если в первом случае (когда сопротивление не сломлено),вырастает очередной «диктатор» или «опекун», то во втором (когда удалосьподавить ребенка) это будет абсолютно безвольная, безынициативная, сераяличность. Скорее всего, жизнь такого человека будет сопровождаться цепьюнеудач, как в профессиональной, так и в семейной сфере. Может быть ему повезет,и он встретит на своем пути «вторую половину», которая полностью возьмет насебя ответственность за его жизнь… Но, вероятнее всего, он сопьется – кому он такойнужен? Редко кто умеет любить ни за что, просто так!

А теперь вопрос: такого ли результата хотели родители?
Конечно, нет! Они разочарованы в своем ребенке, они всячески демонстрируют емуэто. Его поведение их раздражает! Они стыдятся своего ребенка, как художникнеудавшейся картины! Они отказываются от него, стараются реже встречаться…

Второй вопрос: что, став родителями, могутдать своим детямлюди, воспитанные втаких семьях?
А только то, что имеют! Их не научили любить и ценить своих близких, их ненаучили уважать мнение других людей! Один будет навязывать членамсемьи свою волю, а другой злобно илибезучастно подчиняться кому-то!!!

А что такое строгость? Это что способ подавления?
Строгость – это разумный подход, обусловленный целями в каждой конкретнойситуации. Это воспитание привычки соблюдения общественных норм, законов, морали!Но не насилие над личностью, не подавление воли и инициативы. Строгость – этоне диктат и не гиперопека!

Что такое «наказание»? Это что, обязательно унижениечеловеческого достоинства? Это обязательно «порка» или оскорбления?

Испытывая наказание, ребенок должен понимать, что совершилошибку, он должен осознать, что был неправ – иначе наказание бесполезно! Ондолжен убедиться, что совершая подобные ошибки и дальше, он сам лишает себячего-то очень важного в жизни. А самое главное, он должен быть уверен, что онимеет право на ошибку и на ее исправление!

Строгость и наказание, используемые правильно,воспринимаются детьми как справедливость, обусловленная необходимостью «датьурок», но не как отсутствие любви или ее избыток!

Такой тип взаимоотношений принято называть «демократическим». Здесь присутствует изабота друг о друге, и право совещательного голоса всех членов семьи, и правоиметь свои интересы и увлечения, не причиняющие беспокойстваблизким и, конечно окружающим людям, и правовыбора профессии. Здесь детям помогают развиваться, расти как личности! В такихсемьях уважают достоинство и мнение каждого члена семьи, даже если это ребенок.Здесь царит «сотрудничество» и взаимопомощь. Из таких семей выходят достойные,уважаемые люди, умеющие работать в команде, харизматичные лидеры, успешныебизнесмены… Такими детьми гордятся их родители.

Есть еще один тип взаимоотношений, сродни анархии. Впсихологии его принято называть «попустительским». Здесь тоже могут быть разные варианты:
– «Диктат наоборот», когда родители идут на поводу у своего ребенка иподчиняются его воле. Диктат ребенка, поначалу, умиляет родителей, они поощряюттакое поведение ребенка. Он растет в атмосфере вседозволенности «чем бы дитя нитешилось, лишь бы не плакало!» Он любит родителей как источник удовлетворениясвоих потребностейи, когда становитсясамостоятельным, любыми путями добившись собственного благополучия, какправило, за счет других, он о родителях может забыть вообще.
– «Невмешательство». Это случается, если родители считают, что «у нас свояжизнь, а у детей – своя!» Дети не должны вмешиваться в жизнь взрослых, в ихдела и разговоры, а родители пускают на самотек жизнь детей.В таких семьях (чаще всего, это семьиалкоголиков) дети, лишенные родительского внимания и любви, часто попадают поддурное влияние сверстников, вовлекаются в пьянство, наркоманию, криминальныегруппировки… Иногда из таких детей вырастают и самостоятельные, приспособленные к любымусловиям жизни лидеры, всего добивающиеся «своим трудом и умом»! Но, какправило, это бездушные циники, не умеющие любить и ценить близких людей, в томчисле и друзей. Про таких говорят «улица воспитала»!

Каков Ваш стиль взаимоотношений в семье – судить вам. Менятьего или нет, во благо своих детей – тоже решать вам. Если вы решили, что «надочто-то менять», но не знаете как, то я рекомендую вам обратиться сюда :
http://familydevelop.biz/pochemu.exe.rar

С глубоким уважением и пожеланием любви и взаимопонимания всемье, Людмила Астахова.