Занятия с использованием загадок. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему. Все упражненья - по порядку

Елизавета Вечкаева
Конспект занятия «Путешествие в страну Загадок»

Конспект Занятия

«Путешествие в страну Загадок »

Подготовила : Вечкаева. Е. Г

Цели и Задачи :

Научить детей средней группы четко выделять для себя наиболее характерные, выразительные признаки предметов.

Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.

Воспитывать умение сосредотачиваться.

Вызывать у детей радостное настроение; удовлетворение от проделанной работы

Необходимые материалы для занятия :

Карточки с буквами

3 коробочки

Листы, карандаши

Ход занятия в средней группе

Воспитатель : Дети, давайте друг другу улыбнемся, пожелаем хорошего настроения. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, в какое путешествие мы с вами отправимся? Готовы? Тогда слушайте внимательно…

Ну-ка все вставайте в круг

Улыбнитесь всем вокруг

Дверь волшебную откроем,

Путешествие освоим .

А идем в страну такую ,

Очень даже не простую

На любой вопрос там есть отгадка,

Называется эта страна , страна-ЗАГАДКА (все вместе)

Воспитатель : Молодцы, догадались. Сегодня мы с вами ребята будем путешествовать в стране Загадок .

Воспитатель : Загадка - это страна смекалки и воображения. Здесь нужно быть находчивым, внимательным, активным. Ребята, а вы любите загадки ?

Дети : Даааааа

Воспитатель : Тогда наше путешествие будет интересным и увлекательным.

И начнется оно прямо сейчас. (Воспитатель звонит в колокольчик)

Воспитатель :

Ну-ка глазки закрываются,

Все ребятки в путешествие отправляются .

Раз, два, три, Страна сказок двери отвори .

(все детки открывают свои глаза. В это время воспитатель ставит перед ними 3 коробки с надписями «Посуда» , «Животные» , «Фрукты, овощи» )

Воспитатель : Ребята посмотрите, какой сюрприз! Так и хочется заглянуть внутрь. Но они закрыты. Чтобы их открыть, нам нужно отгадать первую загадку .

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч.

Называется он… (ключ) !

Воспитатель : Молодцы! Вот он, этот самый ключик от всех коробочек. (Педагог делает вид, что открывает. В каждой коробочке лежат карточки с буквами. А, Б, В, Г и. т. д.)

Воспитатель : И так ребята начнем с первой коробочки «Посуда»

Подробное описание игры

Воспитатель по очереди вызывает детей, они достают из коробки карточку с буквой. Далее педагог загадывает загадки про посуду , животных, фрукты, ягоды (можно придумать и дополнить) с отгадками на эту букву. Можно поделить детей на группы.

Закипит-исходит паром,

И свистит и дышит жаром,

Крышкой брякает, стучит.

Эй, сними меня!-кричит.

(Чайник)

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её…

(Кастрюлей)

Скажите,как назвать ее :

Все в дырках зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко.

(Терка)

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

(Самовар)

Воспитатель : В первой коробочке мы справились со всеми загадками . А теперь перейдем ко второй коробочке под названием «Животные» .

Кто с высоких сосен тёмных

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенёк,

Промелькнул как огонёк?

(Белка)

Сердитый недотрога,

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Ёжик)

Работяга он упорный,

Он родился в шубе черной,

И всю жизнь в земле живет,

Кто же это? Это.

(Крот)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят и ягнят ищет.

(Волк)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Носится весь день.

(Олень)

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

(Черепаха)

Воспитатель : Ребята как ловко у вас, получается, отгадывать загадки . А найдете ли вы ответы на загадки про «Фрукты и овощи» ?

Ребята : Дааа

Воспитатель : Тогда переходим к третьей коробочке.

Он большой, как мяч футбольный!

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус!

Это что? …

(арбуз)

Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает.

(банан)

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладошки бусинки-дробинки.

(горох)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

(капуста)

Сарафан на сарафан,

Платьице на платьице,

А как станешь раздевать -

Досыта наплачешься.

(лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая!

(морковь)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

(помидор)

Воспитатель : Какие вы молодцы ребята. Какие вы все умные и сообразительные.

Совсем скоро наше путешествие подойдет к концу и прежде чем отправиться обратно в детский сад, нам предстоит отгадать последнюю, самую сложную загадку .

(Воспитатель раздает ребятам листочки и карандаши)

Воспитатель : Сейчас я вам загадаю загадку , а вам нужно будет нарисовать отгадку.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

(Солнце)

Ребята рисуют солнце

Воспитатель : Ну вот ребята вы и нашли отгадки на все Загадки в этой стране .

Наше путешествие подошло к концу ! К сожалению, нам пора возвращаться в наш детский сад, в нашу группу. (звонит в колокольчик) .

Глазки у ребяток закрываются.

И в детский сад все снова отправляются.

Раз, два, три

Вернулись из страны - Загадок мы .

Воспитатель : Вот мы и вернулись в нашу группу. Не расстраивайтесь ребята . На память о нашем увлекательном путешествии у вас останется яркое солнышко. И помните, что у любой загадки всегда есть отгадка . Главное не торопиться, быть внимательным и тогда у вас все обязательно получится.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну математики» Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине, закрепление знания об обратном счете. 2. Закрепить.

«Путешествие в страну сказок через загадку». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок чрез.

Конспект занятия «Путешествие в страну знаний» Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.

Цель: ознакомление детей с общественной значимостью праздника – Днём знаний. Задачи: уточнить знания детей о школе; закрепить название.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» комбинированного вида

Конспект интегрированного занятия

В подготовительной группе

«В стране Загадок»

Составила: Тотьмянина Т.К.

г. Березники

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

« В СТРАНЕ ЗАГАДОК».

Программное содержание : уточнить и обобщить знания детей о признаках весны; о первоцветах; о правилах поведения в природе. Закрепить умение составлять творческие рассказы, используя образные сравнения, эпитеты. Совершенствовать умение отгадывать загадки. Развивать речь детей, умение грамматически правильно оформлять фразу. Совершенствовать пальцевую моторику. Воспитывать умение работать сообща, выслушивать ответы товарищей.

Материал: иллюстрация «чудо-дерево», аудиозапись, карточки с заданиями, схема для рассказывания, бумага.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети стоят вокруг педагога.

Ребята, вы любите отгадывать и загадывать загадки?

Что такое загадка?

Где живут загадки?

Как можно назвать страну, в которой живут загадки?

Расскажите, как вы представляете себе эту страну.

Я предлагаю вам отправиться в страну загадок. Я думаю, нам встретится много разных загадок, поэтому давайте потренируемся отгадывать загадки.

«Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной» (сосулька)

Почему так думаете?

«Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький» (подснежник)

Как догадались?

«На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки» (почки)

Почему думаете, что это почки?

А сейчас нам пора отправляться в страну загадок. Закройте глаза. С помощью нашей фантазии мы перенесемся в страну загадок.

(Звучит музыка)

Вот мы с вами оказались в стране загадок. Рассаживайтесь. (Дети садятся на стульчики).

(На мольберте «чудо-дерево». Оно закрыто полосками картона, на которых даны различные задания).

Посмотрите, ребята, а вот и первая загадка для нас. Что же здесь спрятано? Хотите узнать? Для этого надо выполнить задания.

1. Отгадайте загадку, о каком она времени года:

Пришла, улыбнулась –

Утихли метели,

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.

Д/и «Хорошо-плохо».

Тает снег__________хорошо; плохо.

Почему весной тает снег? Что еще происходит только весной?

Звери линяют________хорошо; плохо.

Птицы прилетели________хорошо; плохо.

Почему птицы прилетают весной?

Весна________хорошо; плохо.

Вот мы и справились с первым заданием. Можно открыть первую карточку.

2. Давайте посмотрим, какое же задание ждет нас дальше.

Игра «На что похоже»

На что похожа первая травка?

На что похож весенний ручеек?

На что похожа еловая ветка?

На что похожи облака?

На что похожа тающая сосулька?

На что похож тающий снег?

И со вторым заданием справились. Открываем карточку.

3. Давайте выполним следующее задание.

Игра «Сравни по ощущениям».

Солнышко ласковое, как…

Подснежник хрупкий, как…

Листочек нежный, как…

Ветерок легкий, как…

Облако пушистое, как…

Небо голубое, как…

Открываем следующую карточку.

4. Придумайте весеннюю сказку. Сказка должна быть короткая и законченная. Но мы должны увидеть, что это сказка, то есть надо придумать какое-нибудь чудо, которое произошло с травкой, с деревом или с животным. А рассказать вам поможет вот эта схема.

Установки детям:

1. Постарайтесь услышать красивые слова в сказке.

2. Послушайте, как начнет сказку.

3. Постарайтесь услышать, что необычного произошло с героями.

5. Следующее задание.

Жители страны загадок очень любят природу и умеют ее беречь. А какие правила поведения в природе вы знаете?

Почему нельзя рвать первоцветы?

Ребята, а бывает людям нужен букет цветов. Что можно сделать, если нужен букет?

Мы с вами сделаем букет нарциссов и подарим нашим гостям. А нарциссы сложим из бумаги. Давайте вспомним, как складываем нарцисс.

А перед началом работы сделаем пальчиковую гимнастику.

Наши алые цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

(Дети выполняют работу).

Вот мы и справились со всеми заданиями. И увидели в стране загадок «чудо-дерево», на котором растут чудесные вещи.

Вам понравилось в стране загадок?

А теперь пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, вот мы и в детском саду.


Умственное развитие дошкольников занимает главное место в учебном процессе детских садов. Выдающиеся педагоги и психологи (И.Н.Андреева, П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и другие) исследовали и продолжают делать это в настоящий момент в плане поиска самых оптимальных путей умственного развития детей.

Умственное воспитание − это систематическое целеустремленное влияние взрослых на умственное развитие ребёнка с целью развития познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию. Оно осуществляется с целью всестороннего развития детей и тесно связано с моральным, физическим и эстетичным воспитанием. Целью умственного воспитания является повышение уровня общего развития дошкольников. В дошкольном возрасте ребёнок усваивает знание об окружающем мире, взаимоотношениях людей, внешних качествах, внутренних, существенных взаимосвязей предметов.

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.

Развиваем речь дошкольников:

1) Загадки-описания:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. (Мышь)

Пара длинных ушек,

Серенькая шубка.

Быстрый побегайчик

А зовётся. (Зайчик)

2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)

«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)

3) Загадки – метафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята )

«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)

«Железная птица по небу летает» (Самолёт)

«Едет домик на колесах» (Автобус) .

Развиваем мышление и память дошкольников:

I. Игры

1) «Тренируем нашу память».

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:

− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц) .

− Хитрая, рыжая. (Лиса) .

− Злой, голодный. (Волк).

Рыжая, веселая. (Белка).

2) «Самый умный».

Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.

1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка) ;

2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук) ;

3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц) ;

4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха) ;

5) Въётся верёвка – на конце головка. (Змея) .

II. Изучение загадок напамять .

Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их напамять.

1) Не зверь, а воет. (Буря).

2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).

3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).

4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).

5) Въёться молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).

III. Загадки – шутки.

Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.

Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать? (Своей тени). Какой косой нельзя косить? (Девичьей). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).

IV. Загадки – вопросы

Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.

Что у человека быстрее всего? (Мысль). Что мудрее всего в мире? (Правда). В какую бочку нельзя налить воду? (В полную). С какой бочкой за водой едут? (С пустой).

Развиваем воображение дошкольников:

I. Театрализованная игра «Загадки без слов»

Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.

II. Творческое задание «Изображения отгадок».

Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).

1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).

2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).

3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).

4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).

5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).

Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).

Развиваем внимание дошкольников:

І. Загадки – шутки.

1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).

2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).

3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал).

II. Загадки – обманки.

Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.

1) Очень медленно и тихо

По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).

2) Из пальмы вниз, на пальму снова,

Шустро прыгает «корова». (Мартышка).

3) Кто грызет на ветке шишку

Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).

4) На сосне, как в барабан

Громко стал стучать «баран». (Дятел).

III. Игра «Отгадай».

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых объектов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все дети должны отгадать объект за описанием.

− Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).

Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).

Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).

Белое, мягкое, холодное. (Снег).

Во время учения умению разгадывать загадки воспитателям необходимо учитывать некоторые методические рекомендации : загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.

Светлана Кошелева
Конспект занятия по развитию речи «Учимся отгадывать загадки». Старшая группа

Программное содержание.

Учить детей отгадывать загадки по сюжетным картинкам. Формировать связность и четкость высказывания. Развивать мышление , внимание, память на материале описательных загадок . Закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать связную речь . Закрепить знания об изменениях, происходящих весной в природе. Заложить основы экологического воспитания.

Оборудование.

Наглядный демонстрационный материал, персонаж «Незнайка» .

Мотивация занятия .

В. : Ребята, к нам пришел Незнайка. Давайте подойдем к нему, что-то он говорит.

Незнайка : Вы всё весна да весна. А я вам картинку принес, пусть будет зима!

В. : Разве прав Незнайка ? (Нет это весна. Снег почти растаял, в реке вода не замершая, скворец в скворечнике виден, а скворцы весной прилетают)

Незнайка : А у меня загадки есть , только мне никак не отгадать . Поможете мне?

(Да, поможем)

В. : Ну вот после завтрака и поможем. Ребята к нам не только Незнайка пришел, к нам ещё сегодня гости придут.

Общая игра.

В. : Ребята, а что мы обещали Незнайке?

(Помочь отгадывать загадки .)

В. : Правильно. Берём стульчики и садимся на ковер, а мы с Незнайкой сядем перед вами и его картину поставим рядом, чтобы всем хорошо было видно. Все ребята сели правильно, потому что мы уже старшая группа . Чтобы помочь Незнайке отгадать загадки , дети старшей группы , что должны делать.

(Внимательно слушать и запоминать.)

В. : Тогда слушайте, есть у меня одна загадка про зиму :

Голубая простыня весь свет покрывает «Снег»

Ребята, давайте вместе подумаем, что же это за такая простыня, которая весь свет покрывает? У кого какие варианты ответов? (Это снег,он голубого цвета и лежит везде : на деревьях, на крышах домов, на дороге.) А как…ты думаешь? Правильно отвечают ребята?

Молодцы, мою загадку отгадали , но нам нужно помочь Незнайке.

Незнайка,а у тебя какая загадка есть ?

Незнайка : Да, есть, простая загадка про снег .

В. : Незнайка, зачем ты отгадку сказал ?

Ребята, разве правильно Незнайка загадку загадал ? (Нет, не правильно.)

А кто знает, что такое загадка и как правильно ее загадывать . (Нужно описать предмет или вещь, а называть ее нельзя.)

Молодцы ребята, правильно. Теперь ты понял Незнайка, как нужно загадать загадку ?

Незнайка : Да, теперь понял. Я сейчас другую загадаю :

Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала! «Речка» .

В. : Ребята,Незнайка же нам картину принес, может там подсказки есть на его загадки , посмотрите внимательно. (Находят отгадку . Летом река течет- бежит, зимой она замерзает поэтому говорят что она спит, а весной вода растаяла и побежала.)

А у меня тоже есть загадка . Отгадку никто не говорит . Тот, кто знает отгадку и может её объяснить, будет объяснять Незнайке, а мы послушаем.

Бежало, шумело,

Заснуло, заблестело. «Речка» . (Вода в реке двигается, значить бежит, за камушки и растения задевает от этого шумит, а когда замерзла, не двигается, как будто спит, лед блестит.)

В. : Все так думают? Может ещё есть другие варианты? Молодцы, все правильно объяснили.

Есть у меня еще одна загадка

Лежало одеяло, мягкое, белое,

Солнце припекло, одеяло потекло. «Снег» .

(Это снег, потому что снег мягкий, пушистый и белый. Он укрывает и согревает землю,как одеяло, а солнышко пригреет он растает и потечет)

Все так считают или кто-то хочет дополнить?

Следующая загадка .

Зимой в поле лежал,

А весной в реку побежал. «Снег» .

(Это снег, он зимой в поле лежит, а когда весна настанет, он растает и превратится в воду, которая попадет в речку)

В. : А кто думает по- другому? Может, кто- то хочет исправить ответ? Молодцы справились с загадкой . Теперь посмотрите внимательно на картинку и подумайте, может быть, кто-нибудь из вас по этой картине может вспомнить другие загадки или сам сочинит загадку ?

(Без рук, без топорёнка построена избёнка «Гнездо» ;

На шесте дворец, во дворце певец.

Как его зовут? «Скворец» )

В. : Какие мы молодцы, такие хорошие загадки вспомнили и сочинили. А у меня ещё есть загадка .

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, а зимой согревает «Дерево»

Кто сможет объяснить загадку ? (Весной на дереве распускаются листочки и мы этому рады, а летом листочки большие получается тень в тени прохладно, осенью на дереве созревают плоды, мы их кушаем, а зимой печь можно топить дровами из дерева.)

Все согласны с? Замечательно, понятное объяснение.

В. : Ну, и последняя загадка самая трудная , ее сможет отгадать только самый внимательный.

Незнайка : Я знаю про дерево.

В. : Не торопись Незнайка послушай сначала.

Стоит дуб, на дубе двенадцать веток.

На каждой ветке по четыре гнезда.

В каждом гнезде по семь птенцов.

У каждого птенца одно крыло белое, а другое черное.

Что же это такое? (Календарь)

Незнайка : Я же сказал, что про дерево, про дерево и есть, чего тут думать.

В. : Торопишься ты Незнайка, давай лучше ребят послушаем, они же обещали тебе помочь, пусть объяснят. (Двенадцать веток- это 12 месяцев, четыре гнезда- это четыре недели у месяца, семь птенцов- это семь дней в недели, одно крыло белое, другое черное- это день и ночь)

В. : Видишь Незнайка какие у нас умные и внимательные дети. А вы ребята молодцы, умеете отгадывать то , что придумали люди, и сами-то постарались придумать загадки . Давайте дома еще потренируетесь и родителям загадки загадаете .

Теперь обсудим наше занятие . Ребята, а как вы считаете, справились мы с заданием? А почему ты…. так думаешь? А ты ….как считаешь? (Я хорошо все объяснял. А я правильно отгадывал . А я внимательно слушал и сразу сказал отгадку .)

Молодцы, всем спасибо, занятие окончено .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи (учимся рассказывать) и рисованию «Встреча с ёжиком» Задачи: Учить составлять короткие рассказы(4-5 простых предложений) по сюжетным картинках. Уточнить и закрепить произношение звука (ж).

Программное содержание: Коррекционно-образовательные цели: актуализировать и активизировать словарь по лексической теме: «Зима. Зимующие.

Цель:Учить составлять описательный рассказ. Задачи: Коррекционно - образовательные: - учить логически последовательно выстраивать свое высказывание;.

Конспект НОД «Учимся думать» старшая группа. Воспитатели: Казакова В. З. Григоренко С. В. Цели: формировать умение понять поставленную задачу перед детьми. Развивать память, внимание,.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в Белую сказку» (старшая группа) МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка» структурное подразделение №145 Тема: Конспект образовательной деятельности «Путешествие.

Конспект занятия «Учимся загадывать и разгадывать загадки»

(средняя речевая группа)

Цель: вызвать интерес к предметному миру; закреплять знание детей о различных свойствах и качествах предметов; учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов.

Оборудование: «чудесный мешочек»; предметы – матрешка, карандаш, клубок ниток, мыло, ложка, пирамидка, мяч, юла; лист бумаги.

Педагог: Ребята, посмотрите, какой красивый у меня мешочек! Это не простой мешочек, а чудесный, волшебный! Давайте посмотрим, что в нем находится.

Предлагает одному из детей подойти и достать из мешочка один предмет.

Педагог: Что достал (а)? (ребенок достал карандаш). А какого он цвета, ребята?

А как вы узнали, что он зеленого цвета? (он покрашен зеленой краской).

Правильно, сверху карандаш покрашен зеленой краской, как будто одет в зеленую рубашку. А для чего нам нужен карандаш? (дети отвечают). У карандаша два конца, один тупой, а другой…? (острый). Каким концом будите рисовать – тупым или острым? Посмотрите внимательно на острый кончик карандаша, на что он похож? (на иголку, треугольник, носик). А на чем рисуют карандашом?

Педагог на листе бумаги проводит карандашном линию.

Педагог: Что ты достал (а)? (ребенок достал матрешку). Какая красивая матрешка! Сколько у тебя в руке матрешек? А как можно играть с матрешкой? (ответы ребенка).

Педагог предлагает ребенку разложить матрешку.

Педагог: Ребята, а сколько у нас матрешек на столе? Матрешки похожи друг на друга? А чем они похожи? А чем они отличаются? Теперь сложи матрешки в одну. Теперь они сидят друг в дружке.

Педагог: Что ты достал (а)? (ребенок достал ложку). Какая ложка? Зачем она нужна ложка? Из какого материала сделана ложка? (ответы детей).

Педагог предлагает достать следующий предмет.

Педагог: Что ты достал (а)? (ребенок достал мяч). Какой мяч? Что ты можешь о нем рассказать? (ответы ребенка и детей). Что – то еще есть у меня в чудесном мешочке! (ребёнок достает мыло). Проведи рукой по нему, какое оно?

Педагог дает каждому потрогать, понюхать мыло.

Педагог: Какое мыло? (гладкое). А можно сказать, что мыло душистое?

Предлагает детям повторить новые слова – гладкое, душистое.

Педагог: А зачем нам нужно мыло? (ответы детей).

Педагог предлагает достать следующий предмет из мешочка.

Педагог: Что ты достал (а)? (ребенок достает нитки). Это нитки, смотанные в клубок. Потрогайте клубок руками, какой он? (пушистый, мягкий). А на что похож кончик клубка? (на хвостик).

Педагог бросает клубок на пол и предлагает кому – либо из детей поднять его за хвостик. Ребенок пытается, но ничего не получается.

Педагог: Посмотрите, ребята клубок наш убегает.

А вот и последний предмет. Узнайте, что это? (достает и показывает юлу). Какого цвета юла? Из какого материала она сделана? А как можно играть с юлой? Вот как много разных и интересных предметов было в нашем мешочке. Сейчас я хочу загадать вам загадки об этих предметах. Внимательно слушайте и отгадывайте мои загадки.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка (матрешка)

Умный Ивашка в зленой рубашке.

Где носом потрет,

Там след кладет (карандаш)

Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь (клубок)

Гладкое, душистое

Моет чисто! (мыло)

Педагог: Молодцы! Все мои загадки отгадали! А сейчас попробуйте загадать мне и другим детям свои загадки об этих предметах (дети загадывают загадки, педагог помогает, подсказывает).