День левши или когда дарят ножницы. Стоимость свадьбы. Во сколько обойдется хорошая свадьба? Какие подарки дарят в День Левши
13 августа 2016 года в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова (директор Светлана Юрьевна Ахметдинова) в летнем читальном зале – прошла интерактивная программа «Левши — талантливее многих» к Международному дню левшей .
Ведущие праздника – Елена Владимировна Бадахина и Светлана Леонидовна Смирнова — встречали гостей прямо у дверей Центральной библиотеки и сразу задавали провокационный вопрос «А Вы, случайно, не левша?». Пораженные ярославцы останавливались, чтобы узнать – что же такое интересное здесь происходит под веселую музыку и смех прохожих. Оказывается, 13 августа – Международный день левшей. Он отмечается с 1992 года по инициативе британского клуба левшей.
— А Вы знаете, сколько левшей на Земле?
— Кто подковал блоху?
— А кто из животных – левша?
— Кто такие «рацематы»?
На эти и другие вопросы «Леворукой викторины», которые задавала Светлана Леонидовна, ярославцы, в большинстве своем, отвечали, не раздумывая.
А Елена Владимировна тут же приглашала их на мастер-класс – раскрасить, НО ТОЛЬКО ЛЕВОЙ РУКОЙ, летнюю картинку. С каким азартом дети, молодежь, взрослые и даже пожилые люди пытались ровненько по линиям левой рукой раскрасить картинку цветными карандашами! Вот какую красоту изобразили ВСЕ участники праздника:
Те из них, кто сомневались в своих умениях, попадали вновь к Светлане Леонидовне на тест-игру: надо похлопать в ладоши, и узнать, какой рукой удобнее хлопать сверху – правой или левой. Если правая рука сверху – Вы правша. Если левая – левша. А если удобно хлопать двумя руками сразу – вы – рацемат – человек, одинаково владеющий обеими руками. Никто из приглашенных не отказался, все весело хлопали в ладоши. И вот немного статистики: большинство участников праздника – рацематы. Чему мы очень рады. Ведь среди левшей много людей с мощным творческим потенциалом. Это и Марк Твен, и Леонардо да Винчи, и Микеланджело, и Сергей Рахманинов, и Мерлин Монро, и Александр Македонский, и Наполеон Бонапарт и Жанна Д’Арк и многие, многие другие, включая трех президентов США (Рейгана, Буша-старшего, Клинтона). Все это гости праздника узнавали, отвечая на вопросы викторины, рисуя, и получая наши главные подарки – книги (букроссинг), которые мы щедро дарили всем желающим.
А наш главный герой праздника – маленький мальчик Миша – он, единственный, оказался настоящим левшой и по-настоящему творческой личностью. Михаил раскрасил картинку, ответил на вопросы «Леворукой викторины» и получил прекрасную детскую книгу в подарок.
С праздником, тебя, Михаил и всех нас, дорогие ярославцы!
Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова ждет Вас в гости!
Светлана Смирнова, сотрудник библиотеки им. М. Ю. Лермонтова
Фотографии Елены Бадахиной
Цель: организация досуговой деятельности дошкольников в летний период .
Задачи: сформировать у детей представление о таком празднике, как Международный день левшей; познакомить детей с преимуществами, а также сложностями, с которыми сталкиваются леворукие люди.
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята, уважаемы взрослые! Мы собрались сегодня с вами зале, чтобы отметить праздник, который состоялся в понедельник, 13 августа – Международный день левшей. Мы живём в большом мире, нас окружает много людей. Нам кажется, что все мы одинаковые, однако всё-таки мы сильно отличаемся друг от друга, например, ростом, физическими способностями, цветом волос и глаз, характером и так далее.
Есть различия и в том, какой рукой человек пользуется чаще для того, чтобы совершить привычные всем нам действия: причесаться, застегнуть молнию на куртке, взять ложку в руку или карандаш, зубную щётку. Ребята, поднимите правую руку те, кто этой рукой выполняет перечисленные мной действия. Как вас много! А теперь поднимите руку те, кто рисует, пишет левой рукой. Немного! Так вам удобнее, легче, сподручнее? (Да).
Интересно, что даже среди животных, есть левши и правши (праволапые и леволапые). Так, в дикой природе среди обезьян (шимпанзе) больше левшей. Это значит, что большинство шимпанзе срывают банан с пальмы именно левой лапой. Левши и белые медведи, они левой лапой ловят рыбу в реках.
Конкурс «Какой отпечаток». (Два силуэта рук на мольбертах).
А вот насколько хорошо вы, ребята, владеете левой рукой, я сейчас проверю. Но нам потребуются два мольберта. Вот они! Но посмотрите, что это? Кто-то оставил на их поверхности отпечатки своих рук! Исчезнут они только тогда, когда вы определите, какой отпечаток сделан правой, а какой левой рукой! (Дети высказывают свои предположения). А кто сможет выйти и доказать, что это именно так? (Ребёнок, подойдя к мольберту, прикладывает руки к отпечаткам).
Конкурс «Аппликация». (Ладошки, мольберты).
Для следующего конкурса под названием «Аппликация» мне нужны 4 человека. Вам сейчас нужно составить аппликацию из ладошек разных цветов, используя при необходимости овалы, круги, полоски картона. (2 человека встают к 1 мольберту, другие 2 человека встают к другому). Вам, ребятки, я предлагаю выложить перед нами цветок, а вам, ребята, насекомое (каких знаете? (…бабочку)).
Игра со зрителями (пока дети выполняют задания).
Пока команды выполняют задания, вам, ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Хлопалка». Для этого вам нужно встать у своих стульчиков и приготовить свои ладошки!
Хлопните:
— Все присутствующие.
– Только девочки.
– Только те, кто любит мороженое.
– Только те, у кого дома живёт собака.
– Только мальчики.
– Только те, у кого день рождения зимой.
– Только воспитатели.
– Только те, любит есть перец.
Конкурс «Художники».
Настало время следующего конкурса «Художники». Приглашаю ко мне двух детей. Возьмите маркеры в левую руку и подойдите каждый к своему мольберту. Предлагаю вам левой рукой нарисовать цветок.
Музыкальная пауза. (Включаю фонограмму).
Девочки и мальчики, выходите ко мне. Образуем круг. Мы исполним вместе весёлый танец, который называется «Лавата». Для этого я в ответ на мои слова вы хором должны сказать «а у соседа лучше».
Повторяйте:
(Идём по кругу, не держась за руки)
Дружно танцуем мы.
Тра-та-та, Тра-та-та,
Танец весёлый наш – это лавата.
(Останавливаемся).
Н аши руки хороши? хороши…
А у соседа? лучше!
Н аши руки хороши? хороши…
А у соседа? лучше!
(Все берутся за руки и поют) .
Припев.
Эстафета «Попади точно в цель». (2 таза, 12 шариков, 2 коробки).
Ребята, правшей большинство. Я, например, тоже правша. В правой руке держу кисточку, правой рукой перелистываю страницы книги, застёгиваю пуговицы. Пользуюсь в основном одной рукой. Леворуких детей рождается меньше, однако они, как правило, пробуют совершать те же действия как левой, так и правой рукой. Таким образом они развивают обе руки. Имеют левши преимущество и в спорте: сопернику сложнее подстроиться под леворукого соперника, отработать направление удара. Леворуких теннисистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов очень не любят - с ними неудобно соревноваться .
Левая рука должна и вам принести успех в эстафете под названием «Попади точно в цель». Первые шесть ребят станут участниками команды «Пупсики», вторые шесть детей войдут в команду «Ловкачи». Вам нужно взять по одному шарику в левую руку и постараться попасть в таз. Команда, забросившая больше шариков, победит.
Эстафета «Покупатель». (2 столика, 2 подноса, 2 тазика, 12 продуктов).
Опять объявляю набор в команды «Пупсики» и «Ловкачи» по 6 человек в каждую. Представьте, что вы покупатели в магазине. Ваша задача – взять в левую руку поднос, подбежать к тазику, положить на поднос любой продукт и, держа поднос в левой руке, отнести продукт на столик (кассу). Команда, которая быстрее доставит последний продукт, победит.
Заключительное слово.
Я вам так скажу, ребята,
Не пристало в нашем веке
По руке с рожденья главной
Нам судить о человеке!
Ну с какой, скажите, стати
Все должны работать правой?
Тем, кто не согласен с этим,
Заявляю — вы не правы!
Человек двумя руками
Все дела обычно делал,
А не только самой правой
Или может только левой.
За поступки, за заслуги
Мы друг друга уважаем.
И левшам на всей планете
Равноправия желаем!
На этом наш досуг окончен. До свидания, до новых встреч!
Непосвященному человеку может показаться, что Всемирный день левшей – очередной бессмысленный праздник, суть которого в веселье без особого повода. Да кого вообще волнует, кто какой рукой держит вилку или пишет? Оказывается, разница есть! И повод есть. А смысл куда глубже, чем просто всеобщие гуляния в честь леворукости.
К людям, которые пишут и едят левой рукой, во все времена относились с некой осторожностью. В период кровавой Инквизиции леворукость могла стать последним доказательством вины «колдуньи». В Древней Руси левшей опасались, полагая, что частое использование левой руки – знак дьявола. Из-за этого леворукость стала поводом для недоверия, когда речь шла о свидетельских показаниях – левшей считали паталогическими лгунами.
Во многих странах, в т.ч. и в СССР, детей насильно переучивали, иногда принимая довольно жесткие меры – учителя лупили по «неправильной» руке линейкой, родители привязывали «неправильную» руку к бедру или туловищу – делали все, чтобы ребенок стал таким как все. К счастью, ученые смогли доказать, что левша – это генетическая норма, а бороться с генами бессмысленно. Дети, которым постоянно приходится следить за «правильным» использованием рук, испытывают сильнейший стресс. Самое «безобидное» проявление – потеря интереса к учебе, плохие оценки, агрессия и слезливость. Если родители настойчивы, у ребенка может развиться заикание и даже фобия, связанная с письмом или чтением.
У левшей артикуляционный и речевой центр находятся в правом полушарии мозга, а левое отвечает за ориентацию в пространстве, зрительное и слуховое восприятие. Если силой заставлять левшу делать все «правильно», мозг как бы путает команды и реагирует с задержкой. Из-за этого ребенок может вырасти рассеянным, несобранным, апатичным и депрессивным.
В 1990 году в Британии был основан Клуб Левшей. Цель создания клуба весьма благородная – рассказать миру о том, с какими трудностями сопряжена леворукость. Впервые Международный день левши отметили в 1992 году 13 августа – в этот день, но в 1976 году, прошел первый марш в защиту прав левшей. Сами организаторы не относятся ко Дню левши как к поводу повеселиться. Это скорее метод просвещения широких масс.
Особое внимание уделяется родителям, которые подозревают или недавно убедились, что их ребенок – упорный левша. На открытых семинарах, приуроченных к праздничной дате, мамам и папам рассказывают о нюансах обучения левшей. Объясняют, что за леворукость отвечают гены, которые делают доминантной не только левую руку, но и левый глаз, ухо, ногу. Родителям предлагают протестировать ребенка – поиграть в мяч, теннис, рассмотреть что-нибудь через микроскоп или лупу, подарить малышу калейдоскоп или подзорную трубу. И понаблюдать, какой ногой ребенок чаще бьет по мячу, какой рукой держит ракетку, каким глазом присматривается.
На Руси левшей часто высмеивали и почти всегда считали никудышными работниками. Левша, пользуясь инструментом для праворуких людей, мог запутать цеп, поранить соседа острым серпом или косой, неловким движением сломать пилу.
С некоторой насмешкой к левшам относятся и сегодня. Особенно к школьникам – сверстники высмеивают неумеху, пусть не зло, но обидно. Взрослым тоже достается, причем почти ежедневно. Ведь миром правят праворукие, простите за каламбур. И почти все сделано для их удобства – турникеты, двери, овощерезки и ножницы, промышленные станки и большинство вещей, используемых в быту и на работе. Это еще один момент, который освещает Всемирный день левши – организаторы пытаются донести до производителей самых разных товаров информацию о насущных проблемах 15% всего населения планеты.
И получается. Во многих европейских странах есть специальные магазины, где можно приобрести различные товары для левшей, от бытовых мелочей до спортивного инвентаря и музыкальных инструментов. На предприятиях устанавливают оборудование, удобное для использования левшами. Россия немного отстает от западных соседей, но хорошо уже то, что к леворукости перестали относиться как к блажи и капризу.
Как поздравить левшу с праздником?
Возможно, ваш друг или родственник даже не знает, какого числа отмечают День левшей – тогда получится устроить настоящий сюрприз! Можно организовать вечеринку, на которой все праворукие гости будут пользоваться только левой рукой – весело и со смыслом. Можно подарить левше биографию Моцарта, Ницше или Эйнштейна, Жанны Д’арк, Микеланджело или да Винчи, Рубенса или Паганини. Среди великих было много левшей – ученые, политики, художники, композиторы. Выбирая, вспомните увлечения вашего друга, наверняка найдете нечто подходящее.
В Санкт-Петербурге есть интереснейший музей – «Русский левша». Можно всей компанией посетить выставку, полюбоваться искусными микроминиатюрами и купить крошечные сувениры на память. А можно отметить праздник, просто подарив другу практичную мелочь, сделанную специально для левшей. Наверняка такой знак внимания будет приятен тому, кто каждый день сталкивается с десятками неудобств.
13 августа - Международный день левшей
13 августа - Международный день левши. Одни в мире считают его официальным, другие неофициальным праздником, но суть верно - отмечается он действительно 13 августа. Разве что годы его появления между собою разнятся. Но это лишь толика знаменитостей - левшей. На самом деле их гораздо больше - знатоки утверждают в мире сегодня из всех рождающихся людей от трех до десяти процентов - леворукие. И их число, якобы, и дальше станет расти в геометрической прогрессии, пока не превысит численность праворуких.
Первая версия датируется 1992 годом, когда Британский клуб левшей организовал акцию в их поддержку. Ведь в мире абсолютно все приспособлено для удобства "праворуких" - и руль в машине, и обыкновенной компьютерной мышкой они легко управляются правой рукой и даже обыкновенная форточка открывается ими в правую сторону. "Левша" - как бы исключение из правил. Были давным-давно мрачные времена, когда с леворукими беспощадно боролись, как с порождением дьявола. И слава Богу, что времена дремучей инквизиции миновали! Ведь среди левшей много известных миру поистине талантливых людей - великий сказочник Ганс Христиан Андерсен, идол меломанов Пол Макартни, гениальный композитор Амадей Моцарт, загадочная непостижимая смерть которого до сих пор волнует человечество; широко известный и в прошлом и теперь ученый Исаак Ньютон, а государей и прочих повелителей среди леворуких - и вовсе хоть отбавляй! Начиная от древнейших времен, с Юлия Цезаря, Александра Македонского, а потом даже Наполеона Бонапарта и ближе к современным главам стран - Рональда Рейгана, набившего оскомину своими сексуальными похождениями Билла Клинтона и Джоржем Бушем - старшим.
Не порождение дьявола, но высших небесных сил левши, все, как на подбор, сверх талантливые, с сильным характером и небывалой жизненной мощью. Один только упомянутый нами композитор Амадей Моцарт чего стоит! Прослушав хотя бы одно его произведение в собственном исполнении публика долго не могла придти в себя - волшебник, чародей, повелитель меломанов! Не зря же его австриец- соперник Антонио Сальери, дирежер, композитор, педагог, не выдержав конкуренции, отравил, якобы, его?! А величайший полководец всех времен и всех народов Александр Македонский, покоривший пол мира?! Разве это не ярчайшее доказательство исключительности гения левшей?!
Впрочем, есть среди них и вполне обыденные скромные личности, но тоже поразившие высочайшим мастерством умы своих современников. К примеру, тот же "косой левша" так живописно описанный нашим великим Лесковым в его захватывающей воображение повести, увидевшей свет в 1881 году под названием "Сказ о тульском косом левше и стальной блохе", участниками которого были великие государи России и Англии. А история собой совсем проста. Как-то наш Александр Первый побывал в Соединенном Королевстве Великобритании. И до глубины души удивился микроскопической стальной блохе, изготовленной тамошними мастерами. Удивился до такой степени, что даже увез ее в Санкт-Петербург. А в сим славном граде поинтересовался, могут ли русские мастера по стальному делу изготовить нечто подобное? Интерес его был удовлетворен - де могут! Но от замысла до его исполнения царь не дожил. А его наследник Николай Первый, увидев "англицкую блоху", заинтересовался тем же вопросом и воодушевил тульских мастеров превзойти шедевр! И превзошли. Собственно, превзошел тот самый "косой левша". Блоху ту он не только подковал, но и стремена ей приладил и седельце! Отправленная в Англию блоха поразила тончайшим миниатюрным искусством всех подданных Великобритании вместе с их королем, единодушно признавших приоритет русских мастеров над мастерами владычицы морей.
Сейчас с грустью вспоминаешь, что когда-то на Руси левшей считали людьми ненормальными и недалекого ума. Им убогим даже в суде было запрещено появляться. Терроризировали, словом, по всему миру. Но потом все-таки признали их врожденный талант. Правда, так и не решив до конца, почему на свете появился столь удивительный феномен? Одни посчитали, что признаки левши закладываются уже в утробе матери от изменений, происходящих в мозге, были на сей счет и другие версии, и пусть о них спорят генетики и прочие ученые умы. А вот сами левши предлагают праворуким хотя бы раз в год (13 августа) побывать в их шкуре - открыть левой рукой, к примеру, банку сгущенки, почистить для супа картофель, морковку и свеклу, выпить левой элементарный стакан воды и так далее и так по порядку. Только тогда, наверное, поймут, сколь неудобно левшам жить на свете, когда все в нем приспособлено для праворуких. И такие попытки имеют мест о быть. В результате - промышленность уже выпускает товары для левшей. Ту же "мышку", чтобы ловко управлять компьютером. Обыкновенные, приспособленные для леворуких ножи, вилки, ложки, ножницы и прочий, прочий ширпотреб. На левшей теперь косо не смотрят - обычные люди, часто с заметным юмором, но чаще всего ловкие и сверх одаренные!
Как, например, Владимир Анискин из Новосибирска, который превзошел в мастерстве "косого левшу" из повести Николая Лескова. В ушке иголки он сумел разместить целый караван из верблюдов, погонщиков, с песком и пальмами, жарким солнцем. Миниатюрными и изящными выходят из-под рук настоящие произведения искусств у Николая Алдунина из Луганской области. На обыкновенном зернышке он умудрился нарисовать портреты Пушкина, Толстого. Изготовил блоху со стременами и седлом, подковав ее. И у него в ушке иголки - караван. А поперек спички - танк в полном боевом вооружении. Вот вам и левши! Удивительно, но в столице Кубани Краснодаре есть кузница "Левша". Но заказы здесь выполняются в натуральную величину - кованая мебель, ворота, козырьки подъездов, мангалы и многое многое другое. А названа столь удивительно кузнеца в честь талантливых левшей не только России - их ведь великое множество и в других странах. Людей - ранее гонимых, не признанных, а ныне почитаемых за талант и мастерство!
Вступление: на сцене два скомороха.
1-й скоморох:
За горами, за лесами,
За широкими долами,
Извиваясь, как тропа,
Змейкою река Упа
2-й скоморох:
Протекает по равнине,
А на самой середине
Домостроен и сердит
Тула – град на ней стоит.
1-й скоморох:
В те поры сей славный град
Был оружием богат.
Мастера для этих ружей
Мастерили всё подряд:
2-й скоморох:
От приклада и цевка,
И от мушки до курка,
Да патроны – тоже сами –
Не везти ж издалека.
1-й скоморох:
В оружейной слободе
(То ли там, то ль ещё где)Жил мужик, умелец тонкий,
Хоть в клочковой бороде.
2-й скоморох:
Проявляя жар и пыл,
Он такое мастерил –
Только ахали в народе,
И, причём, левшою был.
Площадь, глашатай с указом или свитком в руке.
Эй, народ! Вали сюда!
Нам нежданная беда:Скоро нам придётся туго,
Как не было никогда!
Всё скажу, как на духу:
Мериканскую блоху
Напустили на японцев –
Там теперя всё в пуху!
(Народ в ужасе разбегается в разные стороны).
Заседание в царской палате.
Царь:
Мы решили матерясь,
Расспросить тебя вот, князь:
Как же ты блоху прохлопал?
Мы теперь все мордой в грязь?
Басурмане с той Земли
Нынче атом запрягли,
Да с блохой его пустили.
Вот, япошек разнесли…
Князь: (подобострастно)
Наш кормилец, не тужи
(Я глаголю от души).Басурмане пусть не плохи,
Но, мы тоже хороши.
Дела меньше, чем смеху
(Говорю, как на духу).
Мы лазутчикам поручим:
Пусть – де выкрадут блоху!
Царь:
Прочь поди с моих очей,
Бесталанный асмодей!
(Князь сконфуженно отходит)
Что бояре мне подскажут?
1-й боярин:
Царь – надёжа, прикажи
Думным дьякам от души
Поработать над блохою,Да накинь на них вожжи.
Коль сумеют изобресть –
Будет им за это честь.
Ну, а коли не сумеют,
Мы с них живо сгоним спесь!
2-й боярин:
Государь наш и отец,
Чтоб достойный был венец
Всего дела со блохою,Не шумя на весь дворец,
Думных дьяков ты пошли
Хоть и не на край земли,
Но подале от столицы,
Чтоб вороги не нашли.
3-й боярин:
Нынче где – то, может пьян,
Есть в отставке атаман
По фамилии… де Платов.
Может очень он шарман
Хоть медведя обучить,
Думных дьяков проучить,
Коль затеют фордыбачить.
Ты ему всё поручи.
Царь поднимает руку, готовясь что – то сказать.
1-й боярин:
Государь, единый миг
Ты не до конца постиг:Чтобы ту блоху сбондарить,
Нужно звать мастеровых.
2-й боярин:
Градец – Тула есть такой,
Каждый там мастеровой.
И со всякой железякой
Каждый мастер там сам – свой.
3-й боярин:
Атаману наказать:
Всех тащить и не пущать.
Коли станет кто ершиться,
То в колодки заковать!
Царь:
Вот теперя даль видна,
Как из моего окна.
Сладим дело со блохою.
Подавайте имена.
(Бояре усиленно нашёптывают царю на ухо).
Царь:
Что – то не пойму никак…
Вроде развели кабак.Ну, кого вы мне суёте –
Тот? Дурак! А тот…простак!
Всё, кончайте маету!
Дай – ка подведём черту!
Сердито 1-му боярину:
Я хочу персону эту,
Ты подсовываешь ту!
(назидательно)
Чтобы был прямой резон
Дать процессу нужный тон:
Главным будет «Бородатый»,
Чуть пониже «Гаврятон».
Вздыхает:
Велика затрат казна,
Не туга наша мошна.
Но, Бог даст, блоху сварганим,
Не испив себя до дна.
Кидает косой взгляд на князя:
Коли вылетим в трубу –
Всех отправлю на дыбу!Князь, мотай на ус, однако.
(слегка передразнивает)
Вот тебе и бу – бу – бу!
Атаман Платов лежит на досадной укушетке.
Я у этого хмыря,
По прозванию царя
Тридцать лет и…(загибает пальцы) …два…три года!
Промытарился зазря!
А теперя – всё равно,
Ведь отставка – это дно.
Казаку нужны под старость
Только трубка и вино!(Наливает себе стаканчик и раскуривает трубку).
Чу! Бубенчик зазвенел.
Что за гость тут залетел?
Кто решился потревожить
Мой безрадостный удел?
(Спрашивает сам себя)Я ещё не допьяна?
Дай допью стакан до дна.
А теперь надеть папаху
Да почистить ордена…(Допивает стакан, нахлобучивает папаху и бегло рукавом протирает ордена на груди).
Входит царский курьер.
Курьер:
Наказному атаману
Безо всякого изъяну
Низко бьёт челом наш царь!
(Кланяется, касаясь рукой пола)
Тебя просит государь
Свой забросить конедром,
Перебраться на паром,
Срочно во дворец явиться.
А не то ударит гром!
Атаман Платов (бурчит себе под нос, но довольно громко):
Вроде «бьёт тебе челом»,
А на самом деле лом
По твоей спине гуляет.Не сегодня, так потом.
(Пристально смотрит на курьера)
Глянь, за совесть и за страх
Суетится вертопрах!
Лишнего чего б не ляпнуть –Будет голова в кустах.
(Важно и бодро отвечает)
Я готов служить царю
(Откровенно говорю).
И, как человек военный,
Я судьбу благодарю!
Может быть судьба права:
Я по - прежнему «Ать – два».
Нам – служивым – хоть в атаку,
Хоть пилить – колоть дрова!
(Поднимается и выходит вместе с курьером).
Тула. Ремесленная слобода. Левша со товарищи.
(Сидят в избе, похожей на мастерскую. У всех волосы подобраны ленточками).
Левша:
Васька, шебурши плотву.Филька, вымой ендову.
Ты, Гараська, малый шустрый –
Вмиг по пиву рандеву!
(Гараська убегает и скоро прибегает с пивом. Вот всё готово).
Левша:
Как стук в двери услыхать,
Мигом харч под стол убрать,
Бабы – идолово племя
Не дадут попировать.
Женщины возле мастерской (подглядывают в окна избушки).
1-я женщина:
Вот опять, гляди, кума,
Словно спятили с ума:
Всё стукотят молотками
От темна и до темна.
2-я женщина:
И – и – и, кума, не говори! –
От зари и до зариРемесло своё справляют,
А в деньгах – полушки три!
3-я женщина:
Ох, подружки, примечай:
Стук не слышен невзначай?
Знать, закончили работу,
Да лакают пиво, чай?
4-я женщина:
Ты ремёсла уважай,
Всуе не упоминай.
Чу! Коляска с бубенцами…
Ну – ка, бабоньки, тикай!
(Женщины быстро убегают)
Подъезжает коляска атамана Платова.
Платов вылезает из коляски и громко стучит в дверь.
Левша:
Раскудрит твою в кудель!
Кто там ломит дверь с петель?
Ну – к, Никит, спроси: что надо?
Да гони его отсель!
Никита (грозно):
Я те – бесу постучу!
Выду щас – поколочу!Ишь ты, демон, дверь ломает.
Аль не слышишь, что кричу!
(Тем временем мастеровые всё – таки прячут пиво и закуску под стол).
Никита (открывает дверь, недовольно произносит):
Легче! Черт тебя побрал!
Ишь, устроил здесь аврал.(берёт вошедшего за лацканы и проводит в середину комнаты)
Ну – ка, покажись – ка к свету…
(в крайнем изумлении)
Братцы! Это генерал!..
Платов: (суёт Никите кулак под нос)
Я тебе сейчас, микроб,
Закатаю прямо в лоб!
А ещё хоть слово вякнешь –
Положу живого в гроб!
(Замахивается на Никиту локтем)
(Никита обмяк, у него трясутся колени. Атаман наслаждается)
Что, трясётся вся душа?
Ноги пишут антраша?(немного добреет)
Ладно, сладим дело миром.
(Проводит рукой по усам)
Хто такое тут Левша?
Левша (растерянно):Вота, туточки все мы,
Все ремесленны умы.
Ну, куды теперь прикажешь –
До Сибири аль тюрьмы?
Атаман Платов (разочарованно смотрит на Левшу):
Экий тощий – словно штырь…
Ладно, слушай, богатырь,Собирай свою шарагу,
Да поедем… (делает паузу) в монастырь.
Левша: (недоуменно)
Чай ошибся ты, Вашброть,
По изнанке – то пороть…
Мы грехов не накопили,
Чтобы ехать их молоть!
Атаман Платов: (раздражается и рявкает)
Цыц! Каналья! Бунтовать?
Я тебе такую мать
Покажу и обустрою –
Будешь рысаком скакать!Вот за волосы схвачу,
Из избы поволочу,
Да ещё по грязи мордой,
Если только захочу.
Собирайся, цел пока!
Струмент сыпьте в кладника.
Коли станешь долго мешкать,
Для подгонки дам пинка!
(Левша с товарищами быстро собирается и выходит вместе с атаманом).
ОБЪЕКТ №……. Левша с товарищами стоят возле «Красного дома» и осматриваются. Их внимание привлекает и колючая проволока, и солдаты с оружием, и купола церквей. Неподалёку от «Красного дома» расположена беседка с лавочкой.
Левша:
Ну и чудно тут, братва:
Колокольни да церква.
Вместо тына здесь «колючка»,
Да стрелецка тетива.
Вот вблизи никак нашест –
Помолиться б да присесть.
Наше дело трудовое,
Главное, что кузня есть.
(Из «Красного дома» выходит дьяк в чёрном и направляется к Левше).
Дьяк:
Ты – Левша?
Тебя просили.(Двумя руками приглашающе показывает на входную дверь и тут же важно скрещивает руки на груди)
Долго там не говори.
Отче Игорь
Свет Василич,
Келья нумер 23.
Баек ты ему не гни,
И про трудности ни – ни!
(Поднимает глаза к небу, как бы вспомнив что – то)
Перед тем, как распрощаться,
К Гаврятону загляни.
(Левша заходит в «Красный дом». Спустя некоторое время выходит из него и с таинственным видом обращается к товарищам).
«Бородатый» дьяк сказал:
Мы здесь с «корабля на бал».
С временем настолько туго,
Что кругом сплошной аврал.
Надобно блоху сковать,
(Бог избавь – не ошибиться!)
А потом в нору загнать.
(Пристально смотрит на друзей)
Есть сурьёзный оборот:
Коль блоха не заревёт,
Атаман нам, как цыплёнкам,
Шеи набок всем свернёт.
(Обводит взглядом оробевших товарищей)
Только не впадайте в грусть.
Знай – работай и не трусь.
Мы скуём блоху на совесть –
Ведь стоит за нами Русь!
(На сцену выходят два скомороха, опускается киноэкран).1-й скоморох:
Скоро сказка говорится,
Споро движутся дела.
И потешная станица
Вмиг построена была.
(На экране опытный городок, предназначенный для взрыва).
2-й скоморох:
В ней станичники не жили –
Для жилья она плоха.
Предстояло стать ей пылью,
Там должна скакать блоха.
1-й скоморох:
А блоха уже готова (на экране РДС – 1)
Здесь не сказка, это – быль.
И на этом «Бородатый»
Вовремя челом отбил
2-й скоморох:
И царю, и всем боярам.
Царь решил, чего скрывать,
Времени не тратя даром,
Испытанья затевать.
(На экране вывоз РДС – 1 из цеха).
1-й скоморох:
Только вспыхнули зарницы,
Встали дьяки вереницей,
(И Левша с друзьями тут)
Провожать блоху в станицу.
(На экране пульт управления)
2-й скоморох:
Приготовили блоху
И укрылись: кто вверху,
Кто в расщелины забился,
Кто за камнем притаился.
1-й скоморох:
Изготовились глядеть,
Как почнёт блоха реветь.
Всем блаженна мысль была:
Лишь бы голова цела!
2-й скоморох: (на экране обратный отсчёт)
Думны дьяки отмеряли
Эти миги, и считалиЦифры, но наоборот
(Видно люб такой им счёт).
1-й скоморох:
Вот последни цифры тают,
Всем дыханье занимает.
Вот пошёл блохе наказ:
«С Богом! Прыгай!» В землю враз
2-й скоморох:
Уши и глаза уткнули
(Вроде как при свисте пули).Рухнул тут небесный кров –
Вот такой раздался рёв.
1-й скоморох: (на экране взрыв)
Будто гром на колеснице
Трижды объезжал станицу,Возвращался и опять
Глухо продолжал ворчать.
2-й скоморох: (на экране «гриб»).
Облик той блохи погиб,
Вырос шар, а потом гриб.
У Левши мысля мелькнула:
(Левша втихомолку крестится)
«Может где – то перегиб?»
1-й скоморох:
Гриб кружился весь в пыли,
В толщину размеры шли.
Ножка гриба извиваясь
Всё сосала из земли.
2-й скоморох:
(на экране последствия взрыва: разрушения, возгорания и т.д.)
Всё горело и трещало,
Всё стонало и скворчало,
Лихо плавился песок
И стеклом в канавы тёк.
1-й скоморох:
Всё казалось кверху дном,
Всё ходило ходуном.
Брёвна спичкой возгорались,
Рельсы на узлы вязались.
(Экран убирается).
2-й скоморох:
Позже в приказной избе
Дьяк, тот самый «Бородатый»
Да глядевший всё в трубе,
Вдруг спросил Левшу пытливо:
«Сыне, как блоха тебе?»
От такой блохи родни
Бог нас всех оборони!
В поле раз увидеть можно,
Ну а в жизни – ни – ни – ни!
1-й скоморох:
Будто камень с плеч долой,
Настроение – горой.
Дело сделано, однако,
Можно двигаться домой.
2-й скоморох:
Обнялись, перекрестились,
Разрыдались – прослезились.
Чарки приняли потом
И заснули крепким сном.
Царские палаты (застолье с музыкальным сопровождением).
1-й скоморох:
А в палатах пир горой,
Столы ломятся явствой.
2-й скоморох:
Ходуном веселья вал.
Ну а после царь сказал:
Басурманам отписать:
«Нам теперь на них чихать!
Со своей блохою танцев
Больше им не затевать!»
(Осматривается вокруг)
Писарь! Где ты? В самый раз
Нужно написать указ.(Царь диктует, писарь записывает)
Атаману – княжий сан
Будет мной навеки дан.(Атаман кланяется царю в пояс).
(Царь смотрит на князя, тот подобострастно кланяется)
Князю – орденок в петличку
(Хоть бараном он баран!)(Оглядывает бояр)
Всем боярам – теремов!
(Бояре кланяются)Дьякам хватит и домов,
Что построены в столице,
(Смотрит на бояр)
Чем потрафить мужиков?
1-й боярин:
Расспросить у «Бороды»,
Дабы не было беды:
Мужикам – то что по нраву
Кроме хлеба и воды?
(размышляет про себя)
Им ни денег и ни слуг…
Может, дать лошадок двух?2-й боярин:
А не будет многовато?
А не вызовет испуг?
3-й боярин:
Царь – надёжа, мужикам
Должен быть гостинчик дан –Чтобы в рот не попадал он,
Но протёк бы по усам.
Царь – писарю: пиши
Бочки выкатить вина,
Пусть напьются допьяна.
(слегка задумывается)
По алтыну на похмелку –
Это выдержит казна.(чешет затылок)
Чтобы был указ готов,
Безо всяких лишних слов
(указывает пальцем)
В него надобно добавить
Пару бочек огурцов!(Бояре важно кивают головами).
На передний план сцены выходят два скомороха. Все остальные действующие лица выстраиваются в линию на заднем плане.
1-й скоморох:
Через времени стекло
Много вёсен утекло.Сколько сделано Левшою
Супостатам всем назло?
2-й скоморох:
Всё куёт Левша тихонько,
То ль блоха, а то ль комар.
Но от пакости от этой
У врагов ночной кошмар.
1-й скоморох:
Мы – Левши того потомки.
2-й скоморох:
Что в наследство взяли мы?
1-й скоморох?
Наши неплохие руки.
2-й скоморох:
Неплохие и умы.
1-й скоморох:
Можем выпечь Тульский пряник.
2-й скоморох:
Или сделать самовар.
1-й скоморох:
Дом себе построить сами.
2-й скоморох:
Или потушить пожар.
1-й скоморох:
Можем починить карету.
2-й скоморох:
Спутник в космос запустить.
1-й скоморох:
Град Саров прославить свету.
2-й скоморох: (беспечно)
Можем жить и не тужить.